Для временного хранения коллекции Пермской государственной художественной галереи готовят бывшие портовые пакгаузы на Перми I

Поделиться

Общественная палата Пермского края 26 октября рассмотрела вопрос о состоянии дел в Пермской государственной художественной галерее и сроках переезда её в новое здание. Основной докладчик по этому вопросу, директор галереи Надежда Беляева ознакомила присутствующих с текущим состояние дел: богослужения в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора, ставшие причиной ажиотажного интереса неравнодушной общественности, прекращены; подписан проект договора и акта передачи галерее в безвозмездное пользование здания собора сроком на два года. В настоящее время проект договора находится на согласовании в Минимуществе России, которое, собственно, и предложило этот вариант закрепления за галереей права находиться в занимаемом здании.

Содокладчиком по вопросу по собственной инициативе выступил вице-премьер края Борис Мильграм, выступление которого было гораздо более подробным. Мильграм сообщил, что, согласно федеральному законодательству, существует формальная процедура передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, согласно которой религиозная организация должна подать в органы государственной власти заявление установленного образца, после чего даётся два года на рассмотрение этой заявки и ещё четыре года – на переезд учреждения культуры, расположенного в передаваемом здании. Оказывается, Пермская епархия Русской православной церкви до сих пор с такой заявкой не выступила.

Несмотря на то, что представители церкви ещё не сделали первого шага, краевое правительство в качестве жеста доброй воли намерено считать осень 2011 года точкой отсчёта для тех шести лет, что положены для переезда по закону. До конца 2012 года краевой минкульт намерен представить общественности эскизный проект здания, 2,5 года уйдут на создание полной проектной документации и ещё 2,5 года – на собственно строительство. Осенью 2017 года («Ну, не позднее конца 2017 года») Борис Мильграм обещает достроить новое здание для галереи и начать собственно переезд.

Но, как справедливо заметил краевой вице-премьер, «строительство – опасное дело», возможны подвижки по времени (на этих словах директор Кудымкарского драматического театра, член краевой Общественной палаты Анатолий Четин горько потупился). Поэтому на случай, если в оговорённые сроки здание не будет готово, краевой минкульт готовит «запасной аэродром».

По словам Мильграма, почти готов полный пакет проектный документов на реконструкцию Речного вокзала и приспособление его под нужды Музея современного искусства PERMM. В 2012 году начнётся его реконструкция, на время которой музей со всей коллекцией и выставками переедет в здания старых портовых пакгаузов, расположенных на Перми I. К концу 2013 года реконструкция должна быть завершена. А освободившиеся пакгаузы в 2017 году можно будет приспособить для хранения экспонатов галереи, чтобы в оговорённые сроки передать собор церкви, даже если новое здание не будет достроено.

По словам Мильграма, музей PERMM готов предоставить также часть своих основных площадей для размещения временной экспозиции галереи.

На вопросы членов палаты, в какой стадии находятся переговоры с архитектором Петером Цумтором, Мильграм ответил, что до конца года договор с ним должен быть подписан. Краевые власти согласны на все условия архитектора, даже самые эксклюзивные. Поскольку Цумтор требует полного контроля над процессом строительства вплоть до личного выбора подрядчиков, требуются особые договорённости на федеральном уровне для того, чтобы сделать исключение из пресловутого федерального закона №94 – о тендерах на госзаказы. По словам Мильграма, губернатор лично берётся «пробить» эти условия, добиваясь признания строительства здания для Пермской государственной художественной галереи «уникальным проектом».

Борис Мильграм также отметил, что митрополит Пермский и Соликамский Мефодий «с пониманием» относится к сложившейся ситуации. По его словам, Пермская епархия «вынуждена была каким-то образом заявить о своих правах на здание галереи», поскольку на неё оказывалось давление со стороны главы Русской православной церкви патриарха Кирилла.

Надежда Беляева подтвердила эти слова и добавила, что церковь намерена закрепить своё присутствие в здании собора путём возведения ещё одного креста – на куполе здания. Однако руководство галереи допустит это только тогда, когда представители епархии приведут строительную организацию, лицензированную для проведения высотных работ на памятнике архитектуры.

Что же касается богослужений в галерее, то их, по словам обоих докладчиков, возможно проводить без ощутимого вреда для музейной экспозиции не более двух раз в год.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться