Коллектив Пермского театра оперы и балета узнал, в каких условиях ему предстоит работать через три года

Поделиться

Как стало известно «Новому компаньону», 19 марта состоялась расширенная презентация проекта реконструкции Пермского академического театра оперы и балета, на которой присутствовал коллектив театра и многочисленные журналисты. Возможность такой презентации связана с тем, что в Перми проходит рабочее совещание участников проекта, на который прибыли представители всех подрядчиков – архитектурного бюро Дэвида Чипперфильда (David Chipperfield Architects, Великобритания), Конструкторского бюро высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС, Санкт-Петербург), компаний Kunkel Consulting и Mueller-BBM (Германия), инженерного бюро Уве Арупа (Ove Arup & Partners).

Исполнительный директор театра Анатолий Пичкалёв во вступительном слове признался, что собрал эту презентацию, потому что устал отвечать на вопросы, как будет жить труппа во время реконструкции, будет ли приостанавливаться деятельность, будет ли переезд во временное здание?

Заявив во всеуслышание, что никаких переездов и приостановок не будет, Пичкалёв передал слово директору Краевого центра охраны памятников Светлане Савостьяновой, которая, как основной заказчик реконструкции театра, представила подрядчиков.

Генеральным подрядчиком является КБ ВиПС, и его технический директор Кшиштоф Поморски делал основной доклад. По словам Поморски, функцией его компании была интеграция всех зарубежных участников и подгонка архитектурных и технических решений к российскому законодательству. При этом он уточнил, что российское законодательство в сфере противопожарной безопасности, санитарных норм и охраны труда более жёстко, чем европейское, поэтому «подгонка к российскому законодательству» означает, что будет лучше, чем в первоначальном проекте, а не наоборот.

По словам Кшиштофа Поморски, Пермский театр оперы и балета будет третьим по размерам в России (общая площадь 39 тыс. кв. м), в нём будет три зала – зал имени Чайковского на 800 мест (старая сцена), зал имени Дягилева на 1100 мест (новая сцена) и небольшой зал на 200 мест для камерных представлений. Это будет интеллектуальное здание на уровне самых актуальных трендов XXI века – с собственной системой энергоснабжения; с центральной системой вентиляции и кондиционирования, оснащённой функциями увлажнения и фильтрации воздуха для создания идеальных условий для вокалистов и микроклимата для музыкальных инструментов; с внутренней голосовой связью; с автономной системой пожаротушения с собственными резервуарами для воды;  даже кухня и столовая будут оборудованы по последнему слову техники вплоть до суперинновационной системы удаления мусора.

Самой сложной задачей Поморски назвал обеспечение непрерывного функционирования театра на период реконструкции. Это практически невозможно во время соединения двух зданий, поскольку нужно укрепить и выровнять фундамент существующего здания, заглубить его до уровня входной группы нового здания (она будет ниже по улице Сибирской), осуществить переключение систем энергопитания на новый источник и, наконец, просто физически соединить два соседних здания. Судя по всему, все ключевые «стыковки» будут делаться летом, во время театральных каникул.

После постройки нового здания ныне существующее будет капитально реконструировано. Не нарушая его внешний вид, будет проведена внутренняя перестройка, цель которой – опять-таки приведение структуры театра к существующим российским нормам, прежде всего, противопожарным.

Представители бюро David Chipperfield Architects – главный архитектор Эберхард Вайт и его заместитель Ронан Бёрк – показали, как будет выглядеть театр внутри и снаружи. Облик театра и всех помещений выдержан в духе геометрического минимализма. Особый акцент был сделан на гармоничном соединении нового строения с театром 1956 года: так, колосники (самая высокая часть театра) обоих залов будут строго на одном уровне, чтобы один не возвышался над другим.

В проекте предусмотрено много просторных помещений для всех коллективов и для каждого отдельного человека. Гримёрные для артистов оперы рассчитаны на двух человек, для артистов балета – на одного, причём предусмотрена зона для «разогрева» перед выходом на сцену. В каждой гримёрной будет санузел с душем.

Зрительный зал рассчитан так, чтобы был 100%-ный обор с каждого зрительского места на всех трёх ярусах, при этом обеспечивалась бы полная защита от фронтального света. Оркестровая яма будет в полтора раза больше, чем в нынешнем театре – 120 кв. м. Для оркестра будет создан большой репетиционный зал, рядом с которым расположится современная звукозаписывающая студия.

За акустику театра отвечает компания Mueller-BBM, директор которой Йорг Кюммель рассказал, как выстраивается акустика каждого помещения в театре: строятся цифровые модели распространения звука, углы его отражения, учитывая материалы, их которых будет возводиться театр. В расчёт берётся всё – даже звук открывающихся и закрывающихся дверей. Лифты, вентиляция – всё должно быть бесшумным.

Завершил презентацию основатель и директор компании Kunkel Consulting Хорст Кюнкель, занимающийся театральным оборудованием. Его доклад, как ни странно, был самым сложным для восприятия. Однако некоторые любопытные детали удалось уловить: так, оркестровая яма будет полностью трансформирующейся – оркестр сможет подниматься и опускаться, а во время проведения симфонических концертов, когда оркестр будет на сцене, барьер ямы будет сдвигаться, освобождая дополнительные места для зрителей. Сценическая машинерия будет позволять творить всяческие чудеса, например, мгновенное возникновение артиста в любой точке сцены благодаря системе люков.

Новое здание Пермского театра оперы и балета планируется завершить в ноябре 2015 года, реконструкцию старого – ещё через год.

Подробности – в «Новом компаньоне» от 27 марта.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться