В ПЕРМИ ПОЯВИЛИСЬ НАСЛЕДНИКИ «МММ»
Участники финансового рынка отмечают, что в Прикамье за последний месяц активизировались кредитные потребительские кооперативы. Эксперты объясняют это подорожанием западных заемных денег и, как следствие, отсутствием свободных денег у некоторых российских банков. Кооперативы в этих условиях стали альтернативным источником кредитования для малого и среднего бизнеса. Финансисты предостерегают предпринимателей: кооперативы непрозрачны, есть большой риск, что они окажутся «финансовыми пирамидами».
К таким проявлениям ипотечного кризиса в США, как повышение ставок по ипотеке, в некоторых банках добавилось новое явление – расцвет кредитных потребительских кооперативов. «Судя по рекламе, с начала года количество потребительских кооперативов значительно увеличилось», — отмечает директор по развитию Пермского представительства инвестиционной компании «Финам» Андрей Хохрин. При этом точное число потребительских кооперативов назвать сложно, так как подобной статистики никто не ведет, отмечает топ-менеджер.
Руководитель Пермского филиала компании «БрокерКредитСервис» Алексей Бушуев полагает, что кооперативы «поднялись» на волне западного ипотечного кризиса. «Первая сотня российских банков была «завязана» на дешевых западных кредитах, порядка 5-7%, — поясняет Бушуев. — После кризиса западные банки подняли свои проценты по займам. В итоге не все российские банки оказались готовы брать займы по новым ставкам, и денег стало не хватать».
Отсутствие денег у банков привело к тому, что малый и средний бизнес обратился за деньгами к потребительским кооперативам. Преимущества кооперативов перед банками, на первый взгляд, очевидны — они выдают кредиты без залога и поручительств, без предоставления бухгалтерской отчетности и кредитной истории.
Большой процент — порядка 40% и выше — заемщиков не пугает. «Частные предприниматели работают в тех нишах, где сохранилось зарабатывание сверхприбылей, например, заготовка леса, — утверждает Бушуев. — При стопроцентной рентабельности бизнеса 35-40% по займу — не проблема».
Крупные финансовые компании и банки считают потребкооперативы прибежищем недобросовестных предпринимателей, а саму схему привлечения средств — непрозрачной. Кооперативы выдают кредиты за счет привлеченных вкладов, на которых и делает упор реклама. В том случае, если объем займов превышает вклады, единовременно выдать сбережения граждан кооператив не сможет, соответственно, гарантий возврата средств нет.
«Если пайщики теряют доверие к кооперативу, он рассыпается, как карточный домик, — считает Хохрин. — Первые 10 вкладчиков смогут забрать свои сбережения, а с остальными 90 кооператив просто не сможет рассчитаться».
Также эксперты отмечают, что у потребительских кооперативов нет такой жесткой отчетности, как у банков. После привлечения средств кооператив может распоряжаться ими по своему усмотрению, и никто их не контролирует.
«Потенциально кооператив — это «финансовая пирамида», главная задача которой — занять побольше денег», — резюмирует Алексей Бушуев.
Эти недостатки признают и сами «кооператоры».
По мнению президента потребительского общества «Оберег» Александра Мохова, соотношение выданных и заемных средств – основной показатель, который определяет добросовестность кооператива. «Если заемных средств больше, то это – «финансовая пирамида», — говорит Мохов. Кроме того, он указывает на то, что фантастические проценты по вкладам (до 40% годовых), которые предлагают некоторые кооперативы, также должны насторожить внимательных инвесторов.
Впрочем, наметившаяся сейчас «кооперативная волна» вскоре спадет, прогнозируют участники финансового рынка.
Начальник управления розничного бизнеса филиала Москоммерцбанка в Перми Марина Аликина полагает, что такая активность кооперативов не будет долгой, поскольку ипотечный кризис — явление временное. Однако для вкладчиков кооперативов инвестирование в эту сомнительную структуру может обернуться проблемой возврата денег, предупреждает она.
«У кооператива должен быть сформирован резервный фонд для обеспечения непредвиденных расходов и страховой фонд для покрытия возможных убытков от деятельности кооператива, а также проведена диверсификация активов», — перечислила Аликина элементы, гарантирующие возврат вкладов.
Андрей Хохрин также предвещает в ближайшее время снижение активности потребительских кооперативов. Он надеется на благоразумие инвесторов: «После ипотечного кризиса цель российских инвесторов не увеличить свою прибыль, а защитить свои сбережения, поэтому они будут вкладывать в менее рисковые финансовые инструменты».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.