Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Музейные мечтания Петера Цумтора

Поделиться
Петер Цумтор и Надежда Беляева встречались и в храме-музее в Перми, и в музее-храме в Кёльне

Петер Цумтор и Надежда Беляева встречались и в храме-музее в Перми, и в музее-храме в Кёльне
  Администратор
newsko.ru

Контракт с Петером Цумтором на разработку проекта нового здания для Пермской государственной художественной галереи краевые власти должны были подписать в конце сентября в его мастерской в Швейцарии. С целью окончательной «утряски» условий вице-премьер Пермского края Борис Мильграм, а также директор галереи Надежда Беляева и специалист краевого минкульта Анастасия Ефремова выезжали 28-30 сентября в Швейцарию. Однако, как показала поездка, до подписания контракта ещё далеко.

Пермская делегация побывала не только «в гостях» у Цумтора в Швейцарии, но и в Кёльне, куда архитектор пригласил их специально для того, чтобы продемонстрировать свой подход к созданию музея. Он устроил пермякам экскурсию в музей Кёльнского диоцеза «Колумба» (диоцез — административно-территориальная единица в католической церкви, аналогичная православной епархии). По словам Надежды Беляевой, музей пермских гостей не просто потряс — он перевернул все их представления о том, что такое музей.

«Колумба» — это произведение искусства, в котором архитектура, дизайн, технологии и музейная идея составляют единое целое. Здесь нет ничего случайного. Надежду Беляеву особенно впечатлила организация освещения. Для произведений искусства солнечный свет вреден, но и электрический не полезен. Поэтому в «Колумбе» изобретён особый вид освещения: это естественный дневной свет, пропущенный через особые фильтры. Сложная компьютерная система регулирует освещённость в зависимости от времени суток и погоды.

Отдельная тема — сочетание современности и старины. «Колумба» выстроена на руинах раннехристианской базилики святой Колумбы, и эти руины идеально вписаны в минималистичную, очень скромную, на первый взгляд, и эксклюзивную при ближайшем рассмотрении цумторовскую архитектуру. При внешней простоте форм подкупает перфекционизм в исполнении каждой архитектурной детали. Так, блестящие волнообразные стены кажутся мраморными, в то время как это «всего лишь» бетон, но отшлифованный до блеска вручную.

Кёльнский диоцез владеет внушительной коллекцией произведений церковного искусства, и его музей должен был сделать эти сокровища доступными для публики. Предполагалось создание постоянной экспозиции. Однако Петеру Цумтору и куратору музея доктору Штефану Краузу удалось убедить заказчика, что тематические сменные экспозиции помогут представить сокровища диоцеза более выигрышно. Поэтому экспозиция здесь полностью меняется каждый год. Нынешняя экспозиция называется «Думать», и очевидцы утверждают, что она производит сильнейшее религиозное впечатление на любого посетителя, будь то атеист или верующий, независимо от его конфессиональной принадлежности и личных убеждений.

По словам источника, близкого к краевому минкульту, именно такой музей Цумтор мечтает создать в Перми, на меньшее он не согласен.

Отсюда, по словам участников подготовки к работе над проектом нового здания для галереи, возникает много сложных, почти философских вопросов. Готова ли Пермь к такому музею — и к его созданию, и к принятию? Готова ли команда галереи участвовать в подобной работе, ведь Цумтор настаивает на совместном создании концепции, где музейная идея и архитектура будут дополнять друг друга? И готова ли Российская Федерация предоставить архитектору условия для работы?

По словам источника в краевом минкульте, Борис Мильграм после визита в Кёльн попросил некоторое время на обдумывание ситуации. Тем не менее решимость пригласить именно этого архитектора для создания в Перми уникального музея только окрепла.

Надежда Беляева тоже говорит, что визит в Кёльн побуждает к длительной рефлексии. Пока что она склоняется к мысли, что необходимо сохранить постоянную экспозицию, ориентируясь не на «Колумбу», а на крупнейшие мировые музеи — Эрмитаж, Лувр, Прадо и т. д. Ведь Пермская государственная художественная галерея столь же важная для края и региона, как и крупнейшие музеи — для своих стран. Жители городов и районов Пермского края должны в любой момент иметь возможность увидеть знакомые шедевры. Однако пространство для сменных экспозиций в галерее тоже должно быть.

Между тем ситуация вокруг ПГХГ стабилизировалась: сформирован и отправлен на согласование пакет документов для официального оформления безвозмездного владения зданием Спасо-Преображенского кафедрального собора. По словам Надежды Беляевой, территориально управление Росимущества идёт галерее навстречу, и подписания документов можно ожидать в течение недели.

Столь же успешно происходит оформление земельного участка, на котором Петер Цумтор намеревается выстроить свой «музей мечты». Как написано в Wordpress-дневнике Анастасии Ефремовой, курирующей проект со стороны Министерства культуры Пермского края, землеустроительное дело сформировано, размер и форма земельного участка прошли все согласования, и уже планируется его официальное оформление в администрации Перми.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться