Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«От вашей «культуры» слоны дохнут»

Поделиться

  newsko.ru

Акция протеста оказалась многолюдной. Среди тех, кто пришёл выразить своё несогласие, оказались довольно неожиданные категории граждан. Так, солидарность с профсоюзом работников культуры проявил профсоюз работников авиапрома: делегация рабочих авиационной промышленности пришла с собственным флагом. Строем пришёл Прикамский отдельный казачий корпус (по словам казаков, их попытки возрождать самобытную культуру казачества не находят понимания у пермских властей). Они же следили за порядком, но порядок соблюдался без особых усилий: всё-таки митинговали люди интеллигентные.

Творческая интеллигенция была представлена достаточно полно. Среди известных людей, пришедших 30 июня на площадь перед Театром-Театром, были и такие, кого никак нельзя заподозрить в нелояльности к властям. Стеснительно улыбаясь, они говорили: «Любопытно же» или «Ни за что не пропущу этот цирк», но пришли же. Присутствовали и те, кому руководители флагманских учреждений культуры настойчиво «не рекомендовали» посещать этот митинг: искусствоведы Пермской государственной художественной галереи, артисты пермских театров. От Театра оперы и балета была самая многочисленная делегация: музыканты оркестра, сотрудники цехов и оперные солисты несли плакат с требованием справедливого распределения заработных плат в театре.

Вообще, плакатов было много, и самых разнообразных: «Мы — не П! Мы — Пермь!», «Пермь не может быть культурной столицей Европы без пермяков!», «Кто нами правит? Красные человечки?»

Пермское отделение Союза художников изготовило целую серию чёрно-красных плакатов, посвящённых букве П: «П — это Платье голого короля», «П — это Позор», «П — это Профанация» и т. д. Были и курьёзные: «От вашей «культуры» слоны дохнут» (как известно, за неделю до этого митинга в Пермском зоопарке от инфаркта умер 46-летний слон Джонни). В качестве трибуны использовался грузовик, на борту которого красовался плакат: «Пермь — не свалка для псевдокультуры!»

Выступления были довольно разными. На трибуне побывали учителя, студенты, художники, очень много писателей и поэтов. Многие читали стихи. Особенно ярко звучали, разумеется, речи квалифицированных ораторов — политиков, депутатов краевого Законодательного собрания из фракции КПРФ и группы «Солидарность».

Константин Окунев зачитал пространную цитату из знаменитых «Размышлений о реализации американской послевоенной доктрины против СССР» Аллена Даллеса, в которой идеолог американского антисоветизма якобы расписывает, как нужно разлагать русский народ идеологически и морально: «Литература, театры, кино — всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого...»

Несмотря на то что Даллес вряд ли это писал (скорее, это творение современных идеологов почвенничества), но звучало подходяще к пермской ситуации и очень впечатлило толпу: длиннющую цитату слушали затаив дыхание.

Организаторы митинга — председатель Пермского отделения Союза художников Равиль Исмагилов, председатель Пермского отделения Союза писателей России Владимир Якушев и руководитель краевого профсоюза работников культуры Ирина Становкина — изо всех сил старались соблюсти регламент: на митинг было выделено 1,5 часа. Будучи людьми демократичными и интеллигентными, они предоставили слово всем, кто выразил желание выступить. И, как не раз уже бывало, интеллигентность и демократичность сыграли плохую шутку: на трибуне, кроме людей вполне здравомыслящих, оказались личности не вполне адекватные. Проще говоря, «городские сумасшедшие». Один стал стращать собравшихся строительством синагоги, которая «заслонит от города православный храм». Другой начал сводить счёты с руководством одного из пермских театров, поимённо обвиняя в профнепригодности. Обоим дела не было до темы митинга — культурной политики краевых властей.

Когда Ирина Становкина попыталась напомнить разошедшемуся оратору о регламенте, тот отвечал ей крайне грубо. С трудом удалось согнать его с грузовика. Почти полутысячная толпа находилась в ступоре, собравшиеся не знали, как реагировать. Тем не менее деятели культуры не поколебались в своём протестном настрое, что показало голосование по поводу резолюции митинга.

После всех выступлений Ирина Становкина зачитала проект резолюции, в котором предлагалось отправить в отставку вице-премьера краевого правительства Бориса Мильграма, министра культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края Николая Новичкова и Марата Гельмана (без уточнения должности). Предлагалось также организовать финансовую проверку деятельности краевого минкульта, восстановить работу совета по культуре при губернаторе и профессиональной коллегии при министерстве культуры, повысить оклады работникам культуры и не допустить сокращения рабочих мест.

Резолюцию, поддержанную единогласно, организаторы митинга намерены направить президенту РФ Дмитрию Медведеву, премьер-министру РФ Владимиру Путину, губернатору Олегу Чиркунову, спикеру краевого Законодательного собрания Николаю Девяткину, прокурору Пермского края Александру Белых и главе ГУ МВД РФ по Пермскому краю генералу Юрию Валяеву.

Среди прозвучавших на митинге было несколько в высшей степени здравых идей. Например, предложение провести независимое и объективное социологическое исследование отношения пермяков к культурным новациям, дабы отучить Гельмана с Новичковым от безответственного жонглирования цифрами. Но в резолюцию это предложение не было включено, скорее всего, из-за спешки.

На протяжении всего митинга на площади перед Театром-Театром работали журналисты всех пермских изданий и нескольких телекомпаний, в том числе специально прибывшая в Пермь бригада НТВ.

Министр Новичков, несмотря на задорные высказывания в своём блоге в «Живом журнале», явиться перед толпой не рискнул, но наблюдатели от министерства были, и в изрядном количестве. Пока выступающие на грузовике сменяли друг друга, в толпе шёл активный сбор подписей против строительства нелепого «забора» на площади перед Театром-Театром. Участниками инициативной группы «против забора» были совсем молодые люди, по внешнему виду судя — вполне «культурно продвинутые», те самые, которых Марат Гельман считает своей целевой аудиторией, видимо, ошибочно.

Митинг закончился ровно в 18.30, минута в минуту. Десятки полицейских, некоторые даже с собаками, откровенно проскучали все полтора часа.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться