Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Лариса Барыкина: «Золотая маска» не только фиксирует достижения, но и задает тренды

Поделиться

— В этом году пермские театры получили рекордное количество номинаций на национальную театральную премию «Золотая маска» — 14. Как это выглядит в масштабах страны?

— Это огромное количество не только для Перми, но и для российской провинции. В этом году Пермь принципиально обошла другие уральские города. У Челябинска лишь две номинации, у Екатеринбурга — семь. Из провинциальных городов Пермь обошел лишь Новосибирск, но ненамного.

— Насколько справедливо пермские театры получили свои номинации?

— Если получили, стало быть, заслуженно.

О театре «У Моста» говорить не берусь, я эксперт по музыкальному театру.Что касается оперного раздела, то «Один день Ивана Денисовича» попал в номинанты закономерно. Еще одним кандидатом в эту номинацию была опера Рубинштейна «Христос», тоже в постановке Георгия Исаакяна. Но к ней у экспертов было больше вопросов, и на последнем этапе она в «шорт-лист» не вошла. А по поводу «Ивана Денисовича» вопросов не было: выдающееся событие в театре, и все это понимают. Я думаю, вряд ли спектакль победит во всех семи номинациях, в которых выдвинут, но что-то получить должен.

Очень велика вероятность, что композитор Александр Чайковский станет обладателем своей первой «Маски», в его соперниках — только Владимир Кобекин, который эту награду уже получал в прошлом году. Очень рада за Валерия Платонова — он выдвинут как лучший дирижер совершенно заслуженно.

Приятно, что впервые номинирован певец Павел Брагин. Для режиссера Георгия Исаакяна, художника Эрнста Гейдебрехта, певицы Татьяны Полуэктовой это не первая номинация, они подтверждают свой высокий рейтинг в российском театральном пространстве. Но оценивать их шансы не берусь, потому что в целом оперный раздел очень плотный: 11 спектаклей, а если учесть, что «Гоголида» Мариинского театра — это три одноактовки, то и все 13. Конкуренция серьезная.

Как обычно, у столичных театров будет преимущество показа на родной сцене, а всем приезжим надо заранее задуматься о том, как не потерять качество на чужой площадке.

— А как обстоит дело в балете?

— Обратите внимание: в балетной номинации нет ни одного классического наименования. Никаких реконструкций, возобновлений и переносов, только оригинальные постановки. Это принципиальная позиция экспертного совета, и моя в том числе.

В прошлом году в номинантах «Маски» не оказалось ни одного(!) современного балета, данс-спектакли раздела «современный танец» не в счет, это — другой жанр. Мы должны были это как-то переломить, ведь «Золотая маска» не только фиксирует достижения, но и задает тренды.
И если все время поощрять бесконечное любование прошлым, наша авторская хореография так и не сдвинется с мертвой точки.

Балет «Медея», поставленный в Перми Юрием Посоховым, логично попал в ряд спектаклей Ратманского, Эйфмана, зарубежных хореографов Эдварда Льянга, Начо Дуато. Хотя, возможно, и не достиг того исполнительского уровня, на который был рассчитан. Но работа танцующей заглавную партию Юлии Манжелес — лучшее, что есть в этой постановке. Она и получила номинацию.

— А почему не номинирован сам хореограф Юрий Посохов?

— Потому что это — перенос, Посохов уже ставил этот балет в Сан-Франциско. По этой же причине не получила номинацию и Лариса Александрова, автор балета Casting off, который принес две номинации театру «Балет Евгения Панфилова». Этот данс-спектакль уже ставился ею в другой труппе, хотя и в совершенно другой редакции.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться