Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Жизетта»

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Возвращение Николая Боярчикова в Пермский академический театр оперы и балета прошло не совсем так, как ожидалось. Но для тех, кто надеялся ощутить величие старой балетной школы и лицезреть в театре деятельное присутствие Мастера, ожидания сбылись.

Балет Делиба «Фадетта» оценивать трудно. Во-первых, нет материала для сравнения: это название давно выпало из репертуаров. Во-вторых, очевидно, что он изначально не принадлежит к высокой балетной классике, «Фадетта» — это балет второго ряда. Наконец, это не вполне авторская работа Боярчикова: он основывался на постановке Леонида Лавровского (1936 г.), в которой когда-то сам исполнял партию главного злодея Рене.

«Фадетта» — это как бы первый акт «Жизели», растянутый вдвое. История любви деревенской бедняжки и юноши из состоятельной семьи: оскорбленная зажиточная невеста, злодей-ревнивец, насмешки над героиней, наконец, заслуженный хеппи-энд. Даже декорации удивительно похожи — все то же самое, только без загробного мира и прочей мистики. Наверно, поэтому спектакль и исчез на долгие годы с театральных афиш: зачем театрам две «Жизели», если одна по определению лучше?

С другой стороны, понятно, что нашел в этом спектакле Николай Боярчиков. И, может быть, именно такой, не слишком отягощенный сценической историей балет позволяет разглядеть мастерство постановщика, которое, к радости пермяков, его не покинуло.

«Фадетта» гораздо живее, компактнее, слаженнее и разнообразнее, чем недавний «Корсар» — предыдущее пополнение классического репертуара пермского театра. Боярчиков сумел задать действию драйв, насытить энергией. Кроме того, простоту сюжета он блестяще компенсировал разнообразием танцев, мастерски разбавляя лирику юмором, перемежая классику и народно-сценический танец, временами даже используя пантомиму, что, собственно, диктуется самим форматом большого сюжетного балета, в котором надо не только танцевать, но еще и немножко актерствовать.

В «Фадетте» — множество персонажей, порой сцена так заполнена танцовщиками, что диву даешься, как они друг друга не травмируют. И, разумеется, возникает неизбежная мысль: мала все-таки пермская балетная сцена.

Похоже, что среди всего этого многолюдья Боярчикова пленили две лидирующие пары. Точнее, хореографа пленил сам факт, что этих пар две. Нечто похожее было в его же знаменитом балете «Слуга двух господ»: тоже две пары, которые порой путаются, меняясь партнерами, и так же много комических танцев, которые Боярчикову всегда удавались.

Пермская балетная труппа дала постановщику возможность удачно распределить типажи. Заглавную партию танцует Мария Меньшикова, балерина чрезвычайно изящная и миловидная, ей легко дается детская непосредственность юной дикарки. Ее соперница Мадлон — Наталья Моисеева, уверенная в себе блистательная прима, типичная «первая невеста». Главный герой Андре в исполнении Сергея Мершина — надежный, сильный и добрый парень, хотя несколько простоватый. Роль ревнивца Рене досталась Роберту Габдуллину, что, казалось бы, неожиданно (Габдуллин — типичный герой). Но стоит вспомнить, что именно эту партию танцевал в свое время молодой Боярчиков. Рене дорог ему как персонаж темпераментный и в то же время классический — именно эта верность классике в сочетании с попыткой придать ей живой характер в свое время прославили балетмейстера.

В массовых сценах, которых здесь множество (все-таки дело происходит на деревенском празднике), Боярчиков проявил максимальную изобретательность: каких только коленец нет в танцах пейзанок и солдат! Здесь можно спокойно говорить именно о боярчиковской хореографии, поскольку танцы кордебалета были переработаны особенно радикально. Разумеется, видеозапись постановки Лавровского не существует, главные классические партии Боярчиков помнит с тех пор, как сам танцевал в этом балете, а все, что касается кордебалета, ему пришлось придумывать заново.

Постановщик сам придумал и ввел в сюжет комических персонажей — маменек и маменькиных сынков, а также великолепно использовал детские танцы: учащиеся из хореографического колледжа выступают очень достойно, слаженно и четко. Но в целом те, кто ждал Боярчикова-новатора, наверняка разочаровались. Точнее, разочаровались бы, если бы не финал балета, когда все персонажи начинают двигаться замедленно, словно в кино, снятом рапидом. Этот эффект замедленного воспроизведения придает значимости концовке, когда Андре и Фадетта гордо покидают деревенскую «ярмарку тщеславия», чтобы жить вдвоем вдали от людских пороков.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться