Учите матчасть!

Поделиться

В прошлом номере газеты «Новый компаньон» (№31 от 11 сентября 2012 года) была опубликована статья Сергея Пономарёва «Нетехническое задание». Автор критикует техзадание к аукциону, предмет которого — перевод муниципальных услуг для жителей из «бумажного» в электронный вид. Создаётся впечатление, что он не до конца разбирается, с помощью каких структур горожане могут получать различные муниципальные услуги, а также как эти структуры взаимодействуют между собой и работают внутри себя. Отсюда — ошибочные выводы.

Для того чтобы снять сразу несколько претензий, поясним, каким образом жители обращаются за получением муниципальных услуг.

Во-первых, они могут принести необходимые для получения услуги документы непосредственно в орган власти. Во-вторых, в Пермском крае действуют подразделения Многофункционального центра (МФЦ), куда можно принести документы в «единое окно». Центр услугу не оказывает, он просто направляет поданные документы в орган власти, а потом выдаёт заявителю результат.

Важно: в обоих случаях жители обращаются за получением муниципальных услуг «в бумаге».

Да, у центра есть свой сайт mfc.permkrai.ru — на нём размещена информация о деятельности центра, а получить там какие-либо услуги в электронном виде нельзя.

Кроме того, жители имеют возможность обращаться за получением услуг — без помощи «бумажек» — на Единый портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru (ЕПГУ) и на портал Пермского края gosuslugi.permkrai.ru.

Региональный портал — это структурная часть ЕПГУ, и если гражданин зарегистрирован на одном из них, то открыть «личный кабинет», узнать результат обращения он может на обоих. Единственным исполнителем по развитию ЕПГУ на территории России, согласно распоряжению правительства РФ №453-р от 21.03.2011, является ОАО «Ростелеком».

Таким образом, очевидна несостоятельность первой претензии о том, что портал gosuslugi.permkrai.ru должен быть «либо ликвидирован, либо тоже подключён к системе». Он и так является её частью!

Говорится в статье и о том, что в техническом задании аукциона не упомянут Многофункциональный центр. Но ведь центр предоставляет муниципальные услуги «в бумаге», а суть аукциона — перевод этих услуг в электронный вид.

Кроме того, МФЦ — это краевое учреждение, с которым у муниципалитета пока нет прямых взаимоотношений. Поэтому указывать в техзадании нормы, направленные на взаимодействие информационных систем муниципалитета и МФЦ, попросту незаконно.

Следующий упрёк — в техническом задании не прописаны ситуации, «когда человек подаёт заявление лично, а результат хочет получить в электронном виде. Или желает обратиться через портал, а за результатом заглянуть самому и что-нибудь уточнить у специалиста».

Во-первых, в любом случае услугу жителям оказывает конкретный орган власти. В нём они всегда могут уточнить стадию прохождения документов независимо от способа их подачи. Во-вторых, опять напомним: аукцион направлен на перевод муниципальных услуг именно в электронный вид, а не на ситуации, «когда человек подаёт заявление лично».

«Можно ли принести документы в орган, а потом, если выяснится, что человек что-то забыл, дослать недостающий документ в электронном виде? Наконец, если гражданин передумал, сможет ли он дистанционно остановить работу по услуге?» — задаётся вопросами автор.

Понятие «дослать недостающие документы» не предусмотрено Федеральным законом №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с законом муниципалитет разработал регламенты оказания муниципальных услуг, в которых утверждён и перечень документов, необходимых для оказания услуг. Если пакет документов неполный, услуга не оказывается.

Что касается отказа от услуги на этапе её оказания, это пока не предусмотрено в функционале ЕПГУ. Но разработчик портала (ОАО «Ростелеком») планирует в ближайшее время реализовать такую возможность на всей территории РФ.

В техзадании отсутствует пункт о необходимости исполнителю разработать руководства для пользователей, администраторов, пишет автор статьи.

Да, в техзадании этого нет. Но, во-первых, пользователи (сотрудники администрации) продолжают использовать в своей деятельности действующие ведомственные информационные системы, изучать что-то новое им не придётся. Во-вторых, функции администрирования при оказании услуг через ЕПГУ закреплены за ОАО «Ростелеком» — муниципалитет этот процесс администрировать не будет.

Автор полагает, что после «тестирования» системы «нужно будет заключать новый контракт на обслуживание и переделку недочётов за дополнительные деньги». Но это не так — после опытной эксплуатации дальнейшее обеспечение электронных муниципальных услуг пройдёт в рамках действующего соглашения между администрацией Перми и профильным краевым министерством. Дополнительных затрат от нас не потребуется.

Эксперт отмечает, что электронные формы подачи документов не прошли тест на удобство у жителей. Но эти формы разрабатываютсяв в соответствии с регламентами оказания услуг и в единообразном интерфейсе портала ЕПГУ. Удобство его использования для заявителей всей страны корректируют ОАО «Ростелеком» и Минкомсвязи РФ. Любые предложения стоит адресовать в эти ведомства.

«Проблемы с переводом государственных и муниципальных услуг в электронный вид часто возникают, потому что к ним относятся как к техническим решениям... Создаются «правила игры», по которым каждый день будут действовать сотни тысяч людей. Поэтому и приниматься они должны максимально публично», — завершает свой анализ технического задания автор.

Однако эти «правила игры» уже утверждены на федеральном уровне. Администрация Перми присоединяется к процессу оказания услуг в электронном виде. Причём первой среди муниципалитетов Пермского края.

Исходя из приведённого выше анализа, выражаю сомнение, что господин Пономарёв глубоко изучал «проблему с переводом государственных и муниципальных услуг в электронный вид». Регламенты предоставления самих муниципальных услуг разрабатывались и принимались публично — каждый из них публиковался на официальном сайте администрации Перми для сбора замечаний и предложений. Кстати, таковых от автора статьи не поступало.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться