«Основная задача — интегрировать университеты в городскую среду»

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Для того чтобы стимулировать развитие Перми как центра науки и образования местные университеты должны объединить свои ресурсы. Об этом было заявлено в ходе публичной лекции «Университеты и города», прошедшей в Перми в рамках проектного семинара Urban Planning Advisory Team (UPAT). Представители пермского архитектурного сообщества отметили, что для воплощения этих идей нужны не столько деньги, сколько одобрение со стороны властей и руководства пермских вузов.

Словами «ни один проект не может развиваться, если не найдутся люди, которые возьмут ответственность за его судьбу» начал свою лекцию архитектор, урбанист, член Международной ассоциации городских и региональных планировщиков (ISOCARP) Диру Тадани. Проектировщик назвал 20 тенденций в развитии университетских кампусов. По его мнению, они вполне могут быть применимы для Перми, чтобы сделать университеты полноценной частью городской жизни.

По словам Диру Тадани, первая тенденция — создание «научной деревни». Предполагается, что студенты и профессора живут в одних зданиях, и таким образом формируется некое «священное пространство», которое символизирует собой знание.

Второй тренд — иерархия пространств. Как пояснил лектор, в университетском кампусе должно быть соединено три вида «пространств»: общественное, которым могут воспользоваться все жители города, пространство, которое используется для нужд университета, и частные дворы.

Третья тенденция, по словам урбаниста, это стимуляция и поощрение многофункциональности использования территории. По его мнению, наиболее успешны те университеты, в которых сочетаются жилые, учебные, спортивные возможности. Не менее важно наличие пешеходной инфраструктуры, способа пешеходного передвижения. Идея заключается в том, чтобы минимизировать количество асфальта и полос для движения. Европейская тенденция развития университетских кампусов — отсутствие парковок, таким образом освобождается место для студенческой жизни.

Диру Тадани упомянул и о повышении компактности кампусов. «Речь не о том, что нужно больше пространства, а об эффективности его использования», — пояснил он.

Каждый современный университет имеет научную специализацию и, соответственно, научное оборудование. Особый подход нужен и к зданиям.

«Мы метафорически называем здания «солдатами» и «героями», но не каждое здание должно быть главным. «Героями» должны быть наиболее важные здания, например, библиотека. Бывает, что каждое здание архитектурно прекрасно, но единой композиции не получается», — прокомментировал Тадани.

Ещё одна тенденция — создание таких элементов охраны и безопасности, чтобы они были явно заметны.

«Все кампусы стремятся очертить собственные границы, но идея в том, чтобы сделать границу видимой, но проницаемой. Как правило, ворота никогда не закрываются. Но когда человек переходит «границу», возникает ощущение частной территории. Это важно для создания бренда в рамках города», — пояснил проектировщик.

Другой способ сформировать и продемонстрировать собственную идентификацию — создать здания в едином стиле.

«Есть два типа связи — физический (пути сообщения) и визуальный, например, подсветка зданий. Подсветка ключевых элементов зданий может быть использована в Перми», — отметил проектировщик. Кроме того, по его словам, большое количество университетских корпусов, разбросанных по городу, может быть соединено и зелёными пешеходными пространствами.

В университетском городке должен быть продуман ландшафт: что будет расти на территории, малые архитектурные формы (освещение, скамейки), архитектура и общая композиционная структура. Отсюда вытекает необходимость создания мастер-плана территории.

«Предсказуемость развития создаёт ценность актива. С тем чтобы для людей, которые хотят инвестировать в инфраструктуру университета или прилегающих территорий, не было сюрпризов», — уверен эксперт.

«Все эти пункты абсолютно применимы в Перми. Существует множество городов, которые интегрировали кампусы. Бывали случаи, когда в город интегрировалось до 82 зданий. В некоторых городах чтобы попасть с одной лекции на другую, нужно пройти по улицам. Положить начало преобразованиям — воля мэра и руководителя университета. Я вижу реалистичной идею некого консорциума, объединения ресурсов всех вузов, чтобы создавать у студентов целостную картину мира», — добавил докладчик.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться