«Приход американцев на «Пермские моторы» в то время был правильным»

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Валентин Степанков,
президент консалтинговой компании «Юкей»
(с 1997 по 2000 год возглавлял советы директоров Пермского моторного завода, «Авиадвигателя» и «Пермских моторов»)

 

В 1997 году АО «Пермские моторы» было большим, слабо управляемым предприятием, с текущими долгами в бюджеты всех уровней, с задолженностью по заработной плате, с отсутствием стратегии и перспектив развития. Общая налоговая нагрузка в то время составляла около 1 трлн неденоминированных рублей. По сути, предприятие находилось в предбанкротном состоянии, в цехах то и дело возникали забастовочные ситуации.

Кроме того, в акционерном обществе была очень непрозрачная ситуация с финансовыми потоками. Деньги, которые зарабатывали даже эффективные производства, в частности, «Редуктор» и «Протон», растворялись, как в «чёрной дыре».

Вокруг комплекса было множество «присосавшихся» структур, которым было выгодно отсутствие настоящего хозяина. Конструкторский потенциал не находил реализации, идеи разработчиков не претворялись в металл. «Присоски» же имели свои доходы.

Американцы хорошо владели ситуацией, которая сложилась на пермской площадке. Видя отсутствие правительственной политики, беспомощный менеджмент, проблемы с финансированием, они условием своего прихода сюда считали получение контрольного пакета акций (50% плюс одна акция). Пермяки же были недовольны, что на промплощадку пытаются прийти «империалисты», люди с другой ментальностью.

Когда на «Пермские моторы» пришёл в качестве хозяина «Интеррос», мы стали выстраивать стратегию развития производства. Даже если холдинг и был настроен впоследствии продать этот непрофильный для него бизнес, ему важно было повысить капитализацию активов.

Американцы поняли, с кем можно вести переговоры. Они быстро пошли навстречу, снизили требования участия в собственности до блокирующего пакета.

Считать, что они хотели «задушить в объятиях» конкурента, нелепо. В том жалком состоянии комплекс не был им конкурентом. У «Авиадвигателя» были конструкторские идеи, но не было возможности воплотить их в жизнь.

Кроме того, имея на руках 25% акций, невозможно что-либо диктовать мажоритарному акционеру. Зато зарубежные партнёры принесли с собой «живые» деньги. Решения, которые принимались со стороны «Интерроса» и P&W, поставили на ноги неплатёжеспособное предприятие. «Редуктор» и «Протон» были превращены нами в открытые акционерные общества, что позволило им стать безубыточными, принимая заказы со стороны.

Когда появилась стратегия, над которой собственники — «Интеррос» и P&W — поработали совместно, можно было уже обращаться в правительство РФ с просьбой о реструктуризации задолженности. Если бы этого не было, тогдашний премьер-министр Сергей Кириенко не подписал бы такой документ. В свою очередь, руководство Пермской области и власти Перми тоже пошли навстречу, взяли социальную сферу моторостроителей в счёт уплаты задолженности в бюджет. Реструктуризация прошла по всем фондам.

За 1997-1999 годы американцы вложили в предприятие около $20 млн. Конечно, это были возвратные деньги, но в их числе были и беспроцентные ссуды. Работники стали получать зарплату, завод — гасить старые долги. Кстати, цех №10 был построен по зарубежным стандартам на американские деньги.

Я считаю, что сотрудничество с P&W в тот сложный период дало возможность пермскому моторостроительному комплексу устоять, сохранить кадры, конструкторскую мысль, развивать имевшиеся в портфеле наработки.

Американцы с самого начала понимали, что не смогут выйти со своими двигателями на российский рынок в полном объёме. Но у них были варианты через сотрудничество с ПМ зайти в транспортную и гражданскую авиацию. В своё время много говорилось о том, что России нужен двигатель для наземных проектов. Наземная тематика, безусловно, стала развиваться. Но при этом «Газпром» платил «суррогатами», а американцы вносили в проект реальные деньги.

Но наземный двигатель — это «курица», которая не умеет летать. Авиадвигатель обязан быть «птицей». Другое дело, что двигатель ПС-90А2 — не конечный продукт: он прикладывается к самолётам. Не вина Pratt&Whitney в том, что региональный самолёт с пермским двигателем так пока и не состоялся, а заказов на Т-204 и Ту-214 было крайне мало.

Я считаю, в стратегическом и экономическом смысле приход американцев на «Пермские моторы» в то время был правильным. В том, что предприятия комплекса выжили, что был сохранён выпуск двигателя, проводилась его дальнейшая модернизация, есть заслуга и американских партнёров.

А нерешённые проблемы авиастроительной отрасли в России в целом, которые не решены и по сей день, это не вина ни пермских моторостроителей, ни Pratt&Whitney.

Записала Татьяна Власенко

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться