Кто может — спасайся

Поделиться

  newsko.ru

Кажется, уже всё сказано и даже понято: всё останется как есть. Мы будем продолжать вялотекущее существование в царстве имитаций, пустых обещаний, бессодержательных бесед, безнаказанного воровства, лжи и лицемерия. Носители свободной мысли так и останутся «маргиналами», а желающие действовать — потенциальными «зеками». Для того чтобы выживать и «расти», снова необходимо думать одно, говорить другое, а делать третье, множа нарастающее ощущение всеобщей шизофрении. Разумеется, подавляющее большинство населения по этому поводу «не парится». Жизнь-то, как ни крути, стала лучше, а во время фестивальных угаров — ещё и веселей. Но есть сотни и тысячи тех, кто не ослеп, не оглох, не разучился думать и сравнивать, а потому всё время ищет пути к спасению. Для того чтобы потом не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы», необходимо действовать сообразно уму и совести, а значит — не вестись на навязываемые сверху ценности, декларации и лозунги (хотя это и проще), а конструировать своё собственное мироустройство.

Голосовать на выборах

Уже смешно, правда? В случае с «выборами» мы имеем мастерски очерченный магический круг, за который можно только выпрыгнуть, но превратить его в квадрат, треугольник или звезду — никогда. Ловушка сконструирована таким образом, что как участие, так и неучастие в выборах означает равное поражение.

Любая официальная российская партия достойна права именоваться «партией жуликов и воров». Ни один российский политик хоть местного, хоть федерального масштаба не может позволить себе роскоши называть вещи своими именами. Он вынужден словом и делом поддерживать установленные системой правила игры. Если, конечно, не желает вылететь из обоймы и встать в угрожающе длинный ряд маргиналов от политики.

Зрячие, хорошо слышащие, имеющие тренированный мыслительный аппарат, но при этом не потерявшие совесть люди давно не ходят на выборы, потому что им не за кого голосовать. Никто не формирует их запросы, не оформляет в свои программы, поэтому вот уже много лет на повестке дня — сплошное повышение пенсий, зарплат бюджетникам, разбавленные для видимости разнообразия в полном вакууме идей «наведением порядка в ЖКХ».

Те, кто мог бы повлиять на расклад политических карт, давно и надёжно исключены из этой игры. Их даже не зовут за стол. Колоду много лет тасуют «электоральные группы населения». На эти группы и нацелен весь пропагандистский и административный ресурс.

В советском анекдоте иностранец пришёл в гастроном и попросил икры. Идеологически подкованная и находчивая продавщица попросила его постоять 10 минут у прилавка, после чего спросила: «Вы видели, чтобы хоть кто-то, кроме вас, попросил икры?» — «Нет» — «Ну и зачем мы будем держать неходовой товар?»

Икры не завезли. Не везут так давно, что мы уже и не спрашиваем. Мы не спрашиваем — они и не везут.

На предложения питаться залежалыми политическими продуктами мы вежливо отвечаем отказом: спасибо, это к менее брезгливым. Но покуда кассу вполне сносно наполняют невзыскательные потребители, а взыскательные научились обходиться без икры, хозяевам магазина незачем напрягаться.

Идти во власть

Это даже не смешно. Сколько их было — с горящими глазами, готовыми, что твой Данко, хоть сегодня вырвать своё сердце. Искренних. Верящих в возможность перемен, в свои способности «изменить систему изнутри», в необходимость «сотрудничать даже с этими, чтобы хоть что-то сдвинуть». При этом умных и вполне нравственных.

Уже через полгода их было не узнать. Они слились с серой массой себе подобных бюрократических чудовищ. Их казавшиеся стальными хребты стали мягче пластилина; они едва цедят нечеловеческие слова про «оптимизацию», «кодификаторы», «бюджетный процесс», ни звука не говоря про жизнь; в административно-политическом страхе через абзац поминают, как мантру, имя начальника, чей портрет в данный момент озаряет им стены кабинета.

Лучшие из них те, кто убедил себя в том, что делает это от души, взаправду, по совести. Они хотя бы на людях выглядят не так жалко и говорят правдоподобно. А что до того, что в частных беседах срываются на истерический мат от необходимости быть двуличным — бог им судья, а хороший психоаналитик у нас в России в любом магазине найдётся по полштуки за поллитра.

Невозможно спастись, изменяя себе. Честность и сталь хребта — та цена, которую берёт власть за возможность прикоснуться к ней. Наверх лезут лишь те, чей позвоночник гибче лианы, и для кого хождение по головам — норма. Готов заплатить эту цену? Вперёд — но только перестань врать хотя бы самому себе про то, что ты хочешь что-то изменить. Если же ты не лезешь наверх, а просто «зашёл посмотреть», то береги голову от каблуков тех, кто хочет выше.

Покуда власть устроена так, нечего и думать о том, чтобы спастись «внутри» неё. Не надо успокаивать себя тем, что так ты кому-то поможешь. Если ты человек чистый и нравственный — помогаешь только «архитекторам матрицы», которые твоей чистотой будут отмывать грязь, которую они развели. Грязь, может, и станет пожиже, но зато растечётся по большей площади. А ты неизбежно запачкаешься.

«Валить» из «этой страны»

Ну да, а что такого? Просто, незамысловато, проверено веками — вот и устойчивое выражение на эту тему есть: спастись бегством. Тема вновь стала настолько модной, что мусолится даже в глянцевых журналах, призванных вдохновлять скучающих дамочек на покупки блестящих безделушек.

«Свалить» можно легко. Это раньше ты должен был быть евреем или нашумевшим диссидентом, чтобы Родина тебя выпустила из своих удушающих объятий, а сейчас — только купи билет на самолёт, и — мир у твоих ног.

«Свалить» можно разнообразно. Простейший путь — сдавать жильё здесь и быть дауншифтером «там»; это по силам даже не очень богатым людям. Молодёжь может валить по образовательной линии, попутно подыскивая работу — наиболее упорным и талантливым везёт, и вот уже их дети по-русски говорят с серьёзным акцентом. Про класс «выше среднего» и говорить нечего: по факту эти люди давно уже свалили, надёжно упаковав детей и капиталы подальше от горячо любимой партии, правительства и людей в погонах.

С виду способ действительно прост, многими освоен и подходит почти для каждого, кто задумывается о спасении. Но эта кажущаяся простота скрывает большие подвохи, как любое простое решение, лежащее на поверхности.

Прежде всего, никто нас там не ждёт. Если ты не физик-ядерщик, не талантливый программист и не миллиардер-инвестор, то на Западе ты — мигрант, человек второго сорта, метущий улицы и развозящий пиццу, а на Востоке — ленивый белый бездельник. Ты влачишь растительно-созерцательное существование (при наличии денег) либо поставлен в унизительное положение «понаехавшего» (при необходимости их зарабатывать). Там тоже всё непросто.

Но это не главное. Главное — в том, что спастись бегством можно физически, но это означает, что подлинного спасения ты не обрёл. Каждый, кто «свалил», имеет свою судьбу, историю, оправдания. У кого-то просто не было другого выхода. Осуждать их не стоит. Но всем не «свалить».

Тем же, кто остаётся, надо твёрдо понять, что страна, регион и город — наши. Это понимание — уже развилка, за которой лежат куда более реальные пути к спасению.

Устроить революцию

Это для радикалов. Они говорят о необходимости поднимать знамёна и звать под них единомышленников. После чего — давить на «кровавый режим», а при необходимости — давать ему бой. Но вот с реализацией «революционной идеи» — большие проблемы.

Кто готов рискнуть своим состоянием (а деньги нужны, и немалые!), здоровьем, свободой, а то и жизнью, чтобы встать во главе гипотетической «пятой колонны» с призрачным шансом — получить всю власть или реально ощутимый её кусок? Кто одновременно может быть достаточно богат, при этом внутренне свободен и амбициозен настолько, что рискнёт сыграть в эту игру? И это притом, что власть чётко дала понять, что ждёт тех, кто решит всерьёз поиграть во всякие там «Открытые России».

Чисто политическое поле, ярких фигур не видно даже на горизонте. Не реют на ветру знамёна, под которыми ждёт вожделенное спасение. Желающих встать под них (в разных качествах) достаточно, но желающих поднять флаг — нет.

Забыть про государство и «делать жизнь»

Так получилось, что обсуждаемая тема хоть и не была названа напрямую, но звучала рефреном в ходе пресс-клуба «Провинциальность: диагноз или возможность?», который прошёл в рамках фестиваля «Флаэртиана-2011». Говорили примерно вот о чём.

С государством давно всё ясно: оно занимается своими делами, ему до нас никакого интереса нет — ну и нам пора ответить ему взаимностью. На региональных и местных властителей мы тоже давно махнули рукой: они в лучшем случае бесполезны, в худшем — вредны. При этом чохом обвинить их всех в злонамеренности и тупости не поворачивается язык: очень похоже, в сложившейся системе даже креативные и активные управленцы только и могут, что подменять продуктивную деятельность «культурными проектами» да кивать на Федерацию, которая забрала себе всю власть, полномочия и деньги. То есть к ощущению удушливой затхлости добавляется ещё и «комплекс провинциальности», и поиск путей к спасению только затрудняется.

Затрудняется? Это смотря как посмотреть. Провинциальность — это не только удалённость от центров принятия решений, но и большая свобода для манёвра. Да, наши «социальные лифты» своей конструкцией очень напоминают пылесос, вытягивающий всё лучшее из провинций в столицы, оттуда — в Москву, а дальше — куда бог пошлёт. Но в любом минусе есть свои плюсы. Москва гниёт; её перенасыщенность активными, амбициозными представителями «креативного класса» делает конкуренцию излишне плотной; столицы выбрасывают на обочину даже подлинно талантливых и толковых, но недостаточно зубастых, не наделённых должной долей цинизма и прагматизма людей.

Что лучше: быть незаметной серой мышкой, вечно бьющейся за выживание в столице, или первым парнем, но «на деревне»? Зато деревня-то своя, где всяк тебя знает, и если ты себя правильно ведёшь — уважает. «Реальные пацаны» в действии.

В «деревне» остались представления о добре и зле, тогда как в столицах и той же Европе они давно размыты алчностью, гламуром и толерантностью. В провинции люди ещё не разучились работать, и недаром писатель Алексей Иванов так часто говорит об уральском «культе труда»: здесь по-прежнему ценят тех, кто плодотворно трудится, а не тех, кто умеет быстро и много украсть. Здесь люди всё ещё понимают, что такое подлинное искусство и культура, в то время как навязчиво демонстрируемые нам в последние годы образчики «лучшего, актуального, самого модного» только подчеркнули, что в столичных мозгах с этим делом тяжёлая проблема. Здесь, наконец, гораздо проще дотянуться друг до друга и посмотреть в глаза.

Чем не ресурсы для личных и общественных прорывов? Те, кто уехал, оставляют больше места и возможностей для тех, кто остался. Поэтому едва ли стоит распылять силы и рисковать здоровьем и жизнью, отправляясь в «крестовый поход» на режим. Надо просто плюнуть на государство и всё, что с ним связано, и научиться обходиться без него. 

Об этом, кстати, говорит писатель и поэт Дмитрий Быков в статье «Утопия-2012» (желающие легко её «нагуглят»).

«Нам не нужны ни диалоги, ни конфронтации, ни прочие способы выяснения отношений [с властью]. Нам и сами отношения без надобности. Оставить их одних, в полном сознании всевластия и народной поддержки, — вот всё, что требуется… С годами митингующих или, напротив, антимитингующих будет всё меньше и меньше. А страна будет принадлежать тем, кто видит смысл жизни в работе и взаимопомощи, — потому что больше его ни в чём нет».

Есть гораздо менее радикальный, чем революция, но при этом более безопасный и конструктивный путь к спасению. Его можно спутать с пресловутой «внутренней эмиграцией», но он не имеет с ней ничего общего, поскольку предполагает активное действие.

Развивать общественные объединения. Создавать и продвигать собственные проекты, не зависимые от власти. Заниматься волонтёрством и благотворительностью. Проводить полезные людям, а не только «протестные» акции. В конечном итоге тот, кто создаёт вокруг себя живое пространство, объединяет людей по общим интересам, формирует «центры притяжения», — уже изменяет жизнь и находится среди себе подобных. Он уже спасается сам и спасает многих других.

А режим помрёт сам — от хронического склероза и маразма, признаки которых уже очевидны для всех. Нам бы только не упустить за это время собственные жизни.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться