Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Александр Протасевич:
Культурно-символическая составляющая становится все более важным фактором развития экономики

Поделиться

После шестого Пермского экономического форума, в ходе которого министр культуры Пермского края Борис Мильграм презентовал‑таки проект концепции культурной политики, споры вокруг культуры в регионе развернулись с новой силой. Высказываются, и зачастую весьма жестко, деятели культуры и ученые, журналисты и просто неравнодушные люди. Подлили масла в огонь бюджетные инициативы краевого минкульта, «красные человечки» и заявленные уже совершенно открыто претензии Перми на получение статуса «Культурная столица Европы». А одна из ключевых фигур процесса, человек, отвечающий в министерстве культуры и за взаимодействие с территориями Пермского края, и за международные связи, все это время отмалчивался.

— Александр Рудольфович, можете ли вы как заместитель министра и одна из ключевых фигур в региональной культурной политике прокомментировать сложившуюся ситуацию?

— Французский просветитель Вольтер говорил, что может сильно не любить мнения своих оппонентов, но готов жизнь отдать за то, чтобы они имели возможность эти мнения высказывать. Открытость в высказывании разных мнений — признак цивилизованности общества, один из факторов его развития. Конечно, лучше, когда полемика ведется корректно и цивилизованно, без использования маргинального дискурса, а то и методов советских тридцатых годов. Но, похоже, нам от этих рецидивов еще долго избавляться…

Что же касается заявок министерства на увеличение бюджета, то, скорее, это шаг к возврату в отрасль культуры тех средств, которые она в течение многих лет по разным причинам недополучала. Это закономерно еще и потому, что меняется сама роль культуры Пермского края, возрастает ее вклад в социально-экономическое развитие региона.

— На форуме широко обсуждалась связь культуры и экономики. Вы действительно считаете, что культура может играть в социально-экономическом развитии важную роль?

— Начнем с того, что это давно уже доказано в трудах многих известных ученых. Мы живем в быстро меняющемся мире, в котором культурно-символическая составляющая становится все более важным фактором развития экономики. Она во многом определяет и качество жизни, и инвестиционную привлекательность территорий, и конкурентоспособность товаров и услуг.

Самый простой и наглядный пример: поселение предлагает социокультурный проект или неординарный элемент городской среды, который становится центром притяжения и источником гордости для жителей, фактором внешнего позиционирования и привлекательности территории. При этом возникает необходимость в поиске дополнительных инвестиций в дороги, объекты инфраструктуры, гостиничный фонд, сферу обслуживания. По мере продвижения проекта происходит увеличение туристического потока, с которым в поселение приходят дополнительные деньги. Больше проектов — больше денег. Именно так сейчас работает сфера культуры в Кунгуре, зарабатывая для города из разных источников до двух рублей на каждый вложенный в нее рубль.

Пример более тонкой настройки: культурные реновации, когда креативные индустрии приходят на смену выбывающим производствам. И таких направлений много.

— В качестве одной из претензий со стороны представителей научного и культурного сообщества высказывается мнение, что краевой минкульт действует слишком напористо, желая получить быстрый и заметный результат. Принимаете ли вы этот аргумент как конструктивную критику?

— У нас непростая демографическая ситуация, регионы-конкуренты не дремлют в борьбе за федеральные ресурсы и активно продвигают себя во внешнем пространстве. Среда обитания в наших городах и поселках, мягко говоря, не всегда является комфортной. Во многих муниципалитетах учреждения культуры финансируются по остаточному принципу, а молодежь на улицах пьет пиво порой просто потому, что не находит иных возможностей для проведения досуга. Все это — наши застарелые проблемы, которые нужно решать как можно быстрее и эффективнее, при этом сохраняя и возрождая то богатое историко-культурное наследие, которое нам досталось от прошлых поколений. Иначе — стагнация, переходящая в деградацию.

Нужна новая активная культурная политика, которую мы сейчас и формируем. Очевидно, что эта работа невозможна без подготовленных кадров с современными компетенциями, без участия ученых — экспертов в областях экономики, экономической географии, культурологии, истории, социологии, урбанистики, территориального маркетинга и других научных направлений. Именно поэтому проект концепции культурной политики Пермского края сейчас открыт для обсуждения. Будем благодарны нашему научному сообществу за конструктивную критику и дельные предложения.

— Еще одна претензия, предъявляемая министерству оппонентами, — это склонность к шумным проектам при недостаточном внимании к проблемам отрасли в муниципалитетах, к местному историко-культурному наследию. Насколько она обоснованна и распространяется ли декларируемая новая культурная политика на все муниципалитеты Пермского края?

— Пропущу шумные проекты. Они на виду и всем известны. Остановлюсь подробнее на проблемах отрасли в муниципалитетах.

Согласно федеральному закону №131, организация работы в сфере культуры и молодежной политики муниципалитетов находится в их же полномочиях. Но это не значит, что региональная власть, заинтересованная в развитии всего Пермского края, не имеет отношения к этой работе. Есть сложившиеся механизмы взаимодействия, которые функционируют вполне эффективно.

Что касается формирования новой муниципальной культурной политики, то здесь мы опираемся на существующие российские и международные документы. Один из наиболее значимых документов, принятый 8 мая 2004 года Всемирной ассоциацией городов, объединенных городов и органов местного самоуправления, называется «Задание на XXI век для культуры». Обратите внимание, в каких аспектах в нем рассматривается культура. Здесь сложно что-то убавить или прибавить:

— политическое лидерство на высшем уровне местного самоуправления;

— использование предложенных инструментов органами местного самоуправления в целом, а не только отдельными службами, секторами или отделами, отвечающими за культуру;

— органы местного самоуправления служат катализаторами культурных процессов: развитие гражданского общества, достижение согласия, установление взаимной ответственности;

— поощрение и стимулирование демократического участия граждан в формировании, реализации и оценке государственной политики в сфере культуры;

— прозрачность информации, информирование граждан через различные каналы;

— четкая методика и ясная аргументация со стороны экспертов по вопросам культурной политики и управления культурой;

— признание разных культурных потребностей и запросов отдельных людей и организаций на определенной территории, как представителей культуры, так и всего населения;

— к культурным ресурсам определенной территории относятся и «классические» элементы (культурное наследие, искусства, библиотеки), и новые, развивающиеся в творческих индустриях, СМИ, образовании и спорте;

— усиление согласия в секторе культуры благодаря целям и действиям, фокусирующим внимание на внутренних ценностях культуры;

— усиление культуры как общественной сферы, опирающейся на свободу самовыражения, критическое мышление, разнообразие, участие и творчество. Эту сферу питают деятели культуры и искусства, а также граждане через собственное творческое самовыражение;

— координация между культурным планированием и стратегическими планами города или любым другим комплексным местным планированием (как, например, Местное задание на XXI век, Договор местного сектора, Комплексное планирование местного сектора);

— межсекторное применение, придание культурной перспективы всей программе развития города благодаря целям и действиям, показывающим, как культура влияет на деятельность в таких областях, как образование, здравоохранение, городское планирование, экономика, и какое влияние они оказывают на культуру;

— создание инновационных программ, лабораторий или специальных подразделений для разработки ключевых проектов;

— разработка процедур подачи заявок и контроля для согласованных заданий;

— создание системы индикаторов культурного развития;

— анализ потребностей в обучении культурной политике (менеджменту) исходя из центральной роли культуры в обществе;

— связь местного культурного процесса с региональным, национальным и международным уровнями государственного управления, чтобы определить приоритеты в этом контексте и обратиться к новым экономическим ресурсам;

— участие города в многосторонних сетях партнерства и ассоциациях по культурному сотрудничеству, которые обмениваются лучшими практиками и отстаивают значение культуры в национальных и международных программах.

— Сложновато для понимания…

— Заметьте, я это только зачитал, а не придумал. Сложно для восприятия, потому что в такой всеобъемлющей роли мы никогда раньше культуру не рассматривали. И в этом суть многих наших проблем.

— Каким образом можно стимулировать включение муниципалитетов в процессы, связанные с новой культурной и молодежной политикой, если они напрямую не подчиняются министерству?

— Во-первых, региональная власть может стимулировать инициативы самих территорий, способствовать формированию дружественной конкуренции между ними.

В регионе за последние годы появились муниципалитеты-лидеры, которые при нашей поддержке своим примером показывают, как можно с помощью собственных и привлеченных ресурсов реально повышать качество жизни в конкретных поселениях. Среди них можно смело назвать Кунгур, Соликамск, Лысьву, Очер, ряд других муниципальных образований. Про Пермь не говорю: как вы понимаете, здесь ситуация особая и возможности другие.

Во-вторых, необходимо инициировать и реализовать краевые, федеральные и международные проекты с участием муниципалитетов.

Например, с помощью федеральных субсидий пополняются фонды в муниципальных библиотеках, на краевые средства культуры ведется реставрация объектов культурного наследия, оказывается поддержка учреждениям дополнительного художественного образования, с помощью краевого фонда софинансирования расходов в регионе приводятся в нормативное состояние объекты культуры и молодежной политики. Продолжает действовать программа «Обеспечение жильем молодых семей», реализуются проекты «59 фестивалей 59 региона» и «Пермский край — территория культуры», через министерство финансируется ряд проектов в рамках программ «Семья и дети», «Гармонизация национальных отношений» и многое другое. Практически по всем этим уже сложившимся направлениям финансирование, как минимум, не уменьшается.

Еще одна наша общая с муниципалитетами забота — сеть учреждений культуры. В текущем году министерством был проведен аудит обеспеченности территорий домами культуры, клубами, библиотеками, музеями, театрами и другими культурно-досуговыми учреждениями. Для нас было важно их наличие, техническое состояние, форма управления, уровень финансирования. Обладая этой актуальной информацией, мы сегодня имеем возможность совместно со специалистами в муниципалитетах разрабатывать предложения по развитию сети, расширению спектра услуг в сфере культуры, привлечению дополнительных источников финансирования и улучшению условий труда работников отрасли.

В этом году министерством запущен еще один механизм, направленный на повышение значимости и поддержку учреждений культуры — грантовый конкурс среди музеев, театров и библиотек на лучшие инновационные проекты.

Кроме того, региональная власть и собственно министерство культуры может способствовать формированию современного мышления и новых знаний в среде руководителей и специалистов социо-культурной сферы поселений через организацию семинаров, тренингов, конференций и других мероприятий просветительского характера, которых только за последние полгода министерством проведено более 10.

Интересная деталь: в последнее время руководители муниципальных образований стали обращаться к нам за содействием в проведении конференций, семинаров и встреч с экспертами по актуальным социокультурным технологиям уже на их территориях. Подобные инициативы есть в Коми-Пермяцком округе, Пермском районе, Краснокамске, Чердыни, Суксуне, Губахе, Чернушке и других муниципалитетах.

В последнее время нами применяется система рейтинговых оценок активности муниципалитетов в социокультурной сфере с последующим поощрением лидеров. Рейтинг оценки активности специалистов молодежной политики запущен министерством в прошлом году и уже в полной мере доказал свою эффективность. С помощью этого инструмента мы видим, как молодежь в муниципалитетах участвует в краевых и всероссийских мероприятиях, как повышается квалификация работающих с молодежью специалистов, насколько эффективно ведется информирование молодежи о возможностях самореализации и т. д. По результатам рейтинга прошлого года лидерами в сфере молодежной политики стали Пермь, Чусовой, Березники, Чайковский, Соликамск и Краснокамск, получившие ощутимую финансовую поддержку.

В настоящее время формируется и готовится к введению в практику новая система целевых показателей, или индикаторов развития. Вопрос более чем актуальный, потому что благодаря таким технологиям работают управленческие механизмы: есть цель — организуется работа для ее достижения. Но проблема в том, что сегодня оценка развития сферы культуры муниципалитетов ведется по набору сугубо отраслевых показателей еще советских времен. В основном, считается количество книг в библиотеках на 1 тыс. жителей поселения, количество посетителей культурных учреждений по проданным билетам, количество культурных мероприятий. Примерно так это выглядит и на федеральном уровне.

При этом никак не учитываются важнейшие показатели, характеризующие «социальный драйв» и динамику социально-экономического развития территорий через культуру: количество рабочих мест в креативных индустриях, количество привлеченных в территорию ресурсов, количество некоммерческих организаций, спектр предлагаемых в социокультурной сфере услуг и уровень оценки их качества со стороны жителей, уровень развития цифровых технологий и электронных СМИ, уровень доходности малого и среднего бизнеса от работы в культурных проектах, индекс позитивной узнаваемости территории и т. д. Весь этот совершенно новый для нашего региона комплекс целевых показателей нуждается в научной разработке, и это напрямую связано с тем, в каком варианте будет принята концепция культурной политики.

— Насколько разговоры о получении Пермью статуса «Культурной столицы Европы» реалистичны и не поспешно ли этот проект заявлен?

— Поспешно или нет, судить не буду. Цель поставлена губернатором, и мы будем делать все, что необходимо, для достижения этой цели. Чем быстрее развернем эту работу, тем успешнее будет результат. А успех этого проекта точно принесет большую пользу нашему Пермскому краю и каждому его жителю.

То, что все это реально, у меня не вызывает сомнений уже потому, что мы этой темой планомерно занимаемся и точно знаем, что нужно делать. Исходим из того, что мы по факту живем в европейском регионе, обладающем многими конкурентными преимуществами, включая мощный культурный потенциал. Самое главное — мы твердо верим в талант и неисчерпаемую творческую энергию жителей нашего региона.

— Что же вы собираетесь предпринять для получения «культурно-столичного» статуса?

— Первое. Необходимо срочно создать управленческую модель, которая будет обеспечивать широкое вовлечение в работу всех ключевых и инициативных сообществ: государственных и негосударственных учреждений культуры, учреждений образования и науки, организаций некоммерческого сектора, творческих союзов, СМИ, различных органов власти, социально ответственных структур бизнеса, внешних российских и зарубежных партнеров. Такая модель — гарантия устойчивости проекта, единственный способ избавиться от комплексов закрытости и скептицизма жителей региона.

Второе. Нужно, чтобы город Пермь соответствовал этому статусу. Нужны современные дороги и объекты транспортной инфраструктуры, нужно создавать новые культурные институции и пространства для коммуникаций, развивать городскую среду, сохранять и популяризировать объекты историко-культурного наследия. Городские власти уже многое для этого делают. Особое значение в этом контексте приобретают обсуждаемые сейчас проекты мастер-плана города и концепции социально-экономического развития Перми.

При всем уважении к работе авторитетных российских и зарубежных специалистов нам самим, жителям Перми — будущей культурной столицы, важно получить ответы на принципиальные вопросы. Например, можно ли решить проблему автомобильных пробок и автопарковок, предлагая город «уплотнять» и не предусматривая при этом многоуровневых транспортных развязок или подземных автодорог? Так ли уж необходимо ограничивать высотность современных зданий там, где это не вредит историческому облику города? Если у нас не самый благоприятный климат, то, может, необходимо предусмотреть в планах создание крытых общественных пространств? Благо, все эти вопросы можно сейчас задать разработчикам документов развития Перми, так как дискуссия открыта.

Третье. Необходимо вести активные переговоры с европейскими структурами, имеющими отношение к программе «Культурная столица Европы», методично входить в российское и международное социокультурное пространство. По этим направлениям уже делается много: «круглые столы» с участием представителей европейских «культурных столиц» на экономическом форуме, «Европейские уроки в Пермском крае» и «Дни Европы в Перми», инновационный молодежный конвент Приволжского федерального округа и международный фестиваль MitOst в Перми, межрегиональный проект «Культурный альянс», мероприятия Года Франции и многое другое.

С этого года к работе по взаимодействию подключились наши партнеры в Берлине, по сути, выполняя роль культурного представительства Пермского края в Европе. Опыт организации такого внешнего офиса нами уже успешно использовался в 2006 году, когда Пермь побывала в статусе «Культурной столицы Поволжья».

И конечно, нужно найти вариант решения проблемы, связанной с тем, что Россия не входит в Европейский союз, а значит, российские города формально пока не могут полноправно участвовать в программах ЕС. Но варианты возможны.

Сейчас необходима компетентность в лоббировании проектов на самых высоких уровнях и воля к достижению поставленной цели. Здесь мы очень рассчитываем на активное участие нашего губернатора, которому этих качеств не занимать.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться