Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Георгий Исаакян:
Я все-таки театральный человек, а не какой-нибудь проходимец

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Георгий Исаакян по-прежнему приезжает в Пермский академический театр оперы и балета с утра, заходит в свой кабинет, начинает решать множество вопросов. Между тем с 1 июля он является художественным руководителем Детского музыкального театра им. Наталии Сац (Москва). А в Пермском театре оперы и балета официально уже не работает. Что же заставляет его по-прежнему заниматься делами этого театра?

— Георгий Георгиевич, это что, привычка?

— Это ответственность. Пока руководитель театра не назначен, я здесь на работе.

— Каков ваш сегодняшний статус в этом театре? Вы, вроде бы, собирались оставаться в каком-то качестве. Например, главным режиссером…

— Это будет решать новый глава театра. Будет это директор или художественный руководитель — уже он должен определить, нужен ли я театру. Будем встречаться и обсуждать варианты, и его решение мы все примем как должное.

Что касается меня, то я готов продолжать работать в Перми в любом качестве, поскольку отношусь к Пермскому театру оперы и балета как к самой большой ценности в моей жизни. Я не намерен оставлять за собой покинутых коллег и вакуум и готов продолжать поддерживать творческие импульсы этого театра. Тем более что ближайший сезон уже сформирован.

— А можно подробнее? Что в будущем сезоне предстоит?

— Открытие театрального сезона состоится уже 7 сентября, а 1 октября, по традиции, открывается симфонический сезон. Первая премьера — 22 октября, балет «Дафнис и Хлоя» на музыку Равеля в постановке Алексея Мирошниченко. Дирижирует Валерий Платонов, сценография Эрнста Гейдебрехта. Я видел макет — очень красиво.

В ноябре мы участвуем в очередном проекте Александра Чепарухина. На нашей сцене состоится исполнение оперы Генри Перселла «Дидона и Эней», к которой современный английский композитор Майкл Найман дописывает пролог. В постановке участвуют ансамбль Opus Posth во главе с Татьяной Гринденко и хор «Млада».

— А в чем роль театра? Только площадку предоставляете?

— Нет, это нормальная копродукция. Материал интересный, Найман — прекрасный композитор, не говоря уже о Перселле. Мы решили — да, этот проект для нас. Один состав солистов — москвичи, другой — наши.

В ноябре оперная труппа отправится в Санкт-Петербург на непродолжительные, но очень ответственные гастроли с «Иваном Денисовичем» и «Христом». Балет 1 ноября уезжает во Францию, а оркестр присоединяется к нему 5 декабря уже в Нидерландах. Наконец, 25 ноября — премьера оперы «Мадам Баттерфляй» в постановке Дениса Радченко, дирижер Александр Анисимов. Так что ноябрь — месяц ударного труда.

— Что за человек Денис Радченко?

— Мой выпускник в Российской академии театрального искусства. Недавно защитил диплом на «пятерку». Вообще, из 10 моих студентов пятеро защитились на «отлично».

В декабре у нас, по традиции, новая детская опера-сказка, которую написал наш хормейстер Дмитрий Батин по мотивам «Рождественской истории» Диккенса. По-моему, у него неплохо получилось. Ставит Ольга Эннс. А еще, как и в прошлом сезоне, Ольга поставит камерную оперу в фойе — это будет «Колокольчик» Доницетти.

Мне много лет хотелось воплотить проект «Опера в фойе», но все руки не доходили. Сейчас Ольга и ее коллеги — дирижер Евгений Кириллов и художник Елена Соловьева — за него взялись, и я этому очень рад.

После каникул приезжают из США представители Фонда Джерома Роббинса для продления лицензии на роббинсовские балеты, а с 1 февраля приступают к репетициям три зарубежных хореографа — Дуглас Ли, Лука Веджетти и Гаэтано Сото. Их постановки сложатся в «Вечер современной хореографии», премьера которого состоится в апреле.

В мае — фестиваль «Дягилевские сезоны», на который мы хотим привезти, кроме всего прочего, нашумевшего «Щелкунчика», поставленного Раду Поклитару в Киеве. Если денег хватит.

Еще мы с Платоновым хотим поставить «Золотого петушка» Римского-Корсакова с политическим подтекстом. Безумная идея, но ее воплощение зависит от того, что будет со мной. А это мы узнаем в сентябре.

— Как вас приняли в Детском музыкальном театре им. Наталии Сац?

— Мне кажется, с облегчением. Боялись, что руководить театром приедет «варяг» — «менеджер-оптимизатор» из другой сферы деятельности. А я все-таки театральный человек, оперный режиссер, а не какой-нибудь проходимец. Ну, во всяком случае, на собрании коллектива театра, где меня представляли заместитель министра культуры РФ Екатерина Чуковская и глава департамента современного искусства Алексей Шалашов, свиста и выкриков не было.

Конечно, у них есть опасения: как все сложится дальше? Десятки лет все шло по накатанному, одни и те же люди — режиссеры, либреттисты, художники, композиторы. 30 лет лица не менялись. А сейчас ситуация диктует перемены, и не все их воспримут с восторгом.

— Этот театр занимается только детскими постановками?

— Нет, это нормальный оперно-балетный театр: опера, балет, оркестр, коллектив в 560 человек. Только хора нет, этим надо будет заниматься. Уже сейчас там идут и «Баттерфлай», и «Онегин». Конечно, с одной стороны, это уникальный нишевый театр, и дети — его главная тема. Но сейчас — совсем иная жизнь, иная культурная и социальная ситуация, чем 40 лет назад. Новые опасности и сложности жизни, и дети должны быть к ним готовы. Театр должен это учитывать.

— Это же не значит, что у современных детей нет потребности в сказке, в красоте…

— Конечно, но современная сказка — это уже не только советская песенная детская опера. Это, условно говоря, во многом и формат «Аватара» — вот что с удовольствием смотрят современные дети. И, кстати, «Синдерелла» Массне, которую я поставил в Перми, — это тоже сказка, к тому же спектакль для семейного просмотра.

Надо, кроме того, помнить, что театр — это центр образования. Здесь должна звучать музыка разных стилей и эпох, в том числе старинная. Дети должны получать максимальный объем информации. И родители тоже — они иногда еще менее образованные, чем дети.

На ближайшие много лет я буду завален работой. Я буду делать то, что умею — создавать уникальный репертуар.

— Что будет с Пермским отделением Союза театральных деятелей после вашего отъезда?

— Все будет прекрасно. СТД только что получил собственное помещение. Добиться его возвращения было непросто.

А останусь ли я председателем пермского СТД — это вопрос. Я не могу отвечать за весь мир. Я отвечаю за Детский музыкальный театр им. Сац, за своих студентов, за свои спектакли, в том числе за «Силу судьбы» Верди, которую сейчас репетирую в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. И я по-прежнему во многом отвечаю за Пермский театр оперы и балета. По-моему, этого достаточно.

— Как вы устроились в Москве?

— Никак не устроился. Семья в Перми.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться