Алексей Мирошниченко: Нужно вернуть русского хореографа на русскую сцену

Поделиться

  newsko.ru

— У вас есть опыт работы и с артистами Мариинского театра, и с пермскими танцовщиками. Есть ли сходство между представителями двух школ или это стереотип, привычка «роднить» разные театры, у которых были точки соприкосновения в прошлом?

— Действительно, стиль один и тот же, один и тот же подход к классическому танцу. Я бы даже сказал, что московская школа больше отличается от петербургской, чем пермская. Вы же знаете, в Мариинском театре всегда, начиная с первых выпусков, работали артисты из Перми. Очень хорошие танцовщики.

У меня уже есть контакт с Пермским хореографическим колледжем. Мы понимаем, что сегодняшние ученики — это те люди, с которыми нам предстоит работать в будущем. Очень хочется, чтобы они оставались в Перми, не уезжали.

— Поставьте себя на место выпускника. Что заставило бы вас остаться в Перми? Что мотивирует артиста, кроме статуса театра? Какой репертуар интересен молодым танцовщикам?

— В том-то вся и загвоздка, что интересны им самые разные вещи. Поэтому репертуар и должен быть разнообразным. Программа, которую мы наметили на ближайшие три года, включает в себя несколько направлений.

Первое — поддерживать в должном состоянии тот репертуар, который уже есть. Чтобы спектакль жил, ему все время нужно делать «переливание крови». Приходят новые люди, молодые — они должны через все партии пройти.

Второе — пополнять классический репертуар новыми названиями, а это очень трудно, потому что в этой «шкатулочке» осталось уже буквально три «зернышка». И потом, пополнять нужно чем-то новым.

Третье — это западное направление. Мы здесь пока очень отстаем. Надо активнее интегрироваться в мировое пространство, в данном случае балетное. А для этого недостаточно по старым записям знать приблизительно, что там 20 лет назад поставили.

Есть еще «хвост» предыдущих каких-то договоренностей, планов, поездок, контрактов. Для того чтобы реализовать новые проекты, нужно пройти долгий путь: это поиск кандидатур, переписка, предложения, обсуждения, попытка состыковать даты.

— С кем из западных хореографов вы надеетесь договориться?

— Мне не хотелось бы называть имена, пока переговоры не завершены. Скажу лишь, что это линия западных хореографов примерно моего возраста. Поколение, которое выросло за последние 20 лет. Они ставят в лучших домах. В Royal Ballet в Covent Garden, в New York Ballet, Шведском королевском балете, во Фландрии. У одного хореографа, с которым мы ведем переговоры, в 2011 году постановка в Парижской опере.

Пока, к сожалению, нас часто спрашивают: Пермь — а где это? На Западе Россия у всех ассоциируется с Москвой и Санкт-Петербургом. Поэтому нам очень трудно конкурировать. Но мы не соревнуемся ни с кем, мы хотим предложить ту программу, которая необходима для развития.

— А как насчет сотрудничества с российскими хореографами?

— Это — четвертое направление нашей программы. Надо как-то развивать отечественную хореографию. У нас же провал произошел
40-летний.

К счастью, сейчас система управления в театрах не такая, как в советское время. Главный балетмейстер уже не должен проводить правильную идейную политику партии. Он должен заниматься творческими вопросами. Первый шаг к развитию отечественной хореографии в отдельно взятом театре Георгий Исаакян уже сделал — кроме всего прочего, я должен ставить один спектакль в сезон, свой.

Я — отечественный хореограф? Отечественный. Я, конечно, говорю сейчас не о себе, а о ситуации в целом. Есть все эти истории западные, есть новые проекты в классическом направлении, но в конечном итоге мы все равно должны вернуть русского хореографа на русскую сцену.

— Какое направление ближе вам как хореографу? Классический балет или современный танец?

— Есть то, что мы называем ballet. Есть еще направление dance, которое зародилось в 1940-е годы в США и получило большое развитие. А ballet — это то, чему надо восемь лет учиться и потом в пуантах танцевать. Я не разделяю эти два понятия, но у нас, в Пермском театре — направление ballet, и мы должны подстраивать под это репертуар. Понятно, что все современные хореографы, так или иначе, работают в неоклассическом направлении. И у меня тоже неоклассика. Одно с другим смешалось, интегрировалось.

— Каких балетных премьер ждать в ближайшем будущем?

— Мы выпускаем перед Новым годом спектакль-подарок, спектакль-концерт — «Венгерские танцы». На музыку Брамса я уже ставил шесть лет назад в Большом театре. Московский и пермский спектакли — совершенно разные, общая — только идея. Для сравнения: здесь занята вся труппа, 30 человек участвует в спектакле, а там было всего семеро.

В следующем сезоне (2010/2011) мы надеемся в той или иной степени затронуть все направления, заявленные в художественно-репертуарной политике. Наконец, я должен выпустить свой спектакль. Это будет двухактный балет.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться