Екатерина ГВОЗДЕВА


Алексей Бурнашов: Так больше жить нельзя

Поделиться
Без названия


  Игорь Катаев
newsko.ru

— Алексей Леонидович, в канун Нового года принято подводить итоги. С каким настроением вы провожаете 2009 год?

— К сожалению, приходится признать, что поводов для хорошего настроения нет. И это не только связано с произошедшей в Перми трагедией, которая, конечно же, оставит неизгладимый след в памяти на многие годы, но и из-за ухудшающейся в целом социально-экономической ситуации в Пермском крае.

Законодательное собрание фактически отстранено от влияния на ситуацию. Практически все свои полномочия парламентское большинство с легкостью передало правительству, и сегодня мы пожинаем плоды этого. Я даже не могу припомнить, что бы такого депутаты сделали положительного для населения. Только и слышишь одно слово — секвестр. Хотя депутатская группа «Солидарность» голосует против решений, направленных на снижение ранее достигнутого уровня социальной защищенности, как того требуют от нас президент и премьер-министр России, последнее слово — за правящим большинством из фракции «Единая Россия».

Иногда я даже ловлю себя на мысли, что начинаю стесняться своего депутатского статуса.

— Тем не менее выбранная вами линия в качестве «конструктивной оппозиции» приносит какие-нибудь конкретные результаты?

— Зачастую своими инициативами нам удавалось подтолкнуть краевое правительство работать на опережение, чтобы не выпускать инициативу из рук. Например, мы инициировали решение о предоставлении единовременных выплат некоторым категориям граждан по 345 руб. на возмещение расходов на проезд в общественном транспорте. Следом краевое правительство заявило о своей готовности выплатить льготникам и пенсионерам по 400 руб.

Достаточно часто наши инициативы «удочеряют» коллеги из «партии власти». Принимая бюджет на 2009 год, чиновники хотели с июля урезать размеры субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Исполнительная власть уже согласилась с нашей поправкой отодвинуть срок хотя бы до января 2010 года. Однако депутаты-единороссы внесли аналогичную поправку с предложением продлить льготу до начала 2012 года. Естественно, мы поддержали их предложение, поскольку решение принесет очевидную пользу населению. Однако в середине года при внесении очередных изменений в бюджет позиция была сдана, и с 1 июля 2009 года условия получения субсидий для льготных категорий ухудшились.

Одним из достижений считаю нашу инициативу о запрете торговли алкоголем в ночное время. Против были и губернатор, и представители «партии власти». Но, тем не менее, при поддержке руководства правоохранительных органов мы сумели ввести эту меру сначала как временную, потом — как постоянную. Фактически в этом вопросе мы опередили президента РФ Дмитрия Медведева. И это — не единственный пример, когда мы на шаг опережаем события. Так что, так или иначе, наши идеи пробивают себе дорогу.

— Депутатская группа «Солидарность» достаточно часто выступает с резкой критикой политического курса исполнительной власти. Чего в этом больше — стремления реально повлиять на принятие решений или пиара?

— Быть парламентской оппозицией исполнительной власти и противостоять коллегам из многочисленной фракции «Единая Россия» в нынешних условиях — не самая легкая миссия. Власть, как правило, усматривает в этом посягательство на свои устои и применяет административный ресурс, начиная с создания препятствий в сфере деловых интересов и заканчивая банальным запретом на допуск оппозиции в эфир. Не секрет, что подконтрольность СМИ краевым властям объясняется многомиллионными подачками из бюджета.

Считаю это недальновидной политикой, потому что там, где нет конкуренции, где нет открытой дискуссии, наступает застой. В итоге власть окружает себя лизоблюдами и карьеристами, не способными предложить альтернативу или вовремя указать на ошибки.

Главным же мотивом деятельности нашей группы остается вынесение проблем в публичную плоскость, их совместное обсуждение до принятия решений, предъявление аргументов в защиту своей позиции.

Мы всегда исходим из данного нам Валерием Сухих обещания (при утверждении его на должность председателя краевого правительства), что при принятии решений он будет если не в обязательном порядке учитывать различные мнения, то хотя бы обеспечит диалог. Должен с сожалением констатировать: эти обещания не исполнены. Как и прежде, ключевые решения принимаются за искусственно возведенными стенами или с применением тактики «подковерных» договоренностей.

— Вы вообще не жалуете краевое правительство. Ведь еще осенью, после отклонения Законодательным собранием внесенного правительством проекта закона «О программе социально-экономического развития Пермского края на 2009-2012 годы и период до 2017 года», вы открыто поставили вопрос о его отставке.

— Действительно, у меня, и, думаю, не только у меня, иссяк лимит терпения.

Не хочется переходить на личности, но сегодня в краевом правительстве людей, знакомых на практике со сферами, которыми они управляют, — единицы. В том числе это касается и хозяйственной деятельности. Когда министр промышленности, к примеру, не имеет опыта работы в производстве, он многого не понимает. Хуже того — он не понимает, что не понимает.

Простейший пример: подходит к концу льготный период выкупа предприятиями земель, на которых они расположены. Падают объемы продаж, сокращаются поступления в бюджет тех же муниципалитетов. Свободных средств у предприятий сейчас нет. Однако снизить ставку для выкупа земли, как предлагалось внесенным нами законопроектом, не удается. Исполнительная власть не понимает ситуации и не считает нужным прислушаться к мнению промышленников.

Но главное — ведется целенаправленное сокращение социально значимых расходов бюджета, в особенности тех его статей, которые касаются поддержки пожилых людей, здравоохранения, образования и социальной помощи. Вместо этого средства тратятся на вызывающие множество вопросов пилотные проекты.

— Ваши коллеги неоднократно говорили о том, что принятый проект бюджета стал доказательством отсутствия в Пермском крае должной бюджетной и налоговой политики. Вы согласны со столь радикальным утверждением?

— Разделяю такой подход. И это политика не последнего года.

Так, уже при формировании бюджета 2009 года в сравнении с докризисным 2008-м расходы по разделу «Социальная политика» сократились на 860 млн руб., по разделу «Образование» — на 684 млн руб., по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» — на 544 млн руб. Мы отказались от повышения зарплаты бюджетникам и сократили расходы на приобретение для них путевок на санаторно-курортное лечение. Реальная зарплата работников бюджетных учреждений сократилась на 15%.

Теперь, по итогам девяти месяцев 2009 года, депутаты заслушивают доклад об исполнении бюджета и убеждаются, что многие средства вновь не освоены. К примеру, обратите внимание на итоги реализации программы по развитию лесопромышленного комплекса региона, одного из приоритетных направлений развития Пермского края. Исполнение — 0%.

Так называемая «подушка безопасности» — неиспользованные остатки на банковских счетах — практически осталась нетронутой. Прямые потери бюджета из-за инфляции — более 1 млрд руб.

В принятом проекте бюджета 2010 года расходы на образование, спорт, здравоохранение также сокращены.

В то же время на территории Пермского края продолжает действовать региональная льгота по налогу на прибыль. Если помните, губернатор ставил цель увеличить налогооблагаемую базу региона за счет создания «новых центров прибыли». Вместо этого выпадающие доходы бюджета за эти годы превысили 20 млрд руб. По приблизительным подсчетам, в 2009 году Пермский край недосчитался 5 млрд руб. По прогнозам на следующий год выпадающие доходы превысят 6 млрд руб.

Для многих предприятий отмена этой льготы была бы безболезненной, так как федералы распространили ее на всех. Кроме того, посмотрите, какие предприятия сегодня получают прибыль. Только одно — «ЛУКОЙЛ». При том, что у нас имеется своя нефтепереработка, цены на нефтепродукты — одни из самых высоких в стране. Спросите себя, за чей это счет.

— Большие нарекания при обсуждении бюджета возникли в связи с массовым появлением автономных учреждений…

— Конечно, поскольку эти учреждения по законодательству могут проводить торги, не руководствуясь федеральным законом №94. Это сразу вызвало вопросы к прозрачности процедур, ведь деньги немалые, миллиарды рублей на строительство дорог. Понятно, что наблюдательные советы этих автономных учреждений не будут действенными органами контроля, поскольку кандидатуры в них выбираются путем голосования. По сложившейся практике большинство вряд ли захочет учесть мнение оппозиции.

Само появление некоторых автономных учреждений, того же Пермского центра развития дизайна, вообще выглядит цинично. При этом краевое правительство обосновывает его появление тем, что «необходимо на Лысьвенском заводе заняться оформлением плит и кастрюль». Но если предприятие не может реализовать на рынке свою продукцию, это его проблема. Почему ее надо решать за счет государства?

Автономные учреждения умрут, когда время докажет, что они объективно порождают коррупцию.

— Вы выступали против повышения ставок транспортного налога, но принятый законопроект во многом считается компромиссным вариантом, итогом договоренностей между чиновниками и депутатами. Это так?

— Одним из самых непопулярных в этом году стал закон о монетизации в ЖКХ, и многие правозащитные организации сегодня требуют выработки компенсационных механизмов для того, чтобы он не так сильно ударил по незащищенным слоям населения. Исполнительная власть что-то делает в этом направлении?

— Законопроект о монетизации льгот на оплату ЖКУ был принят при поддержке фракции «Единая Россия». Наши поправки, которые могли смягчить ситуацию, были отклонены. Если раньше многие ветераны получали прямую скидку в размере 700-900 руб., то теперь чиновники заменили эту льготу денежной выплатой в размере 417 руб. Тем, кто не может закрыть этой суммой ранее получаемую льготу по ЖКУ, предлагается самостоятельно идти в собес за доплатами в 233 руб. и терять там последнее здоровье в очередях.

При этом не надо забывать, что предложенный правительством Валерия Сухих вариант монетизации расточителен для бюджета. В среднем он увеличивает затраты казны в этом направлении на 60%.

Мы предлагали компромиссный вариант — взять за основу схему, по которой исполнительная власть монетизирует льготы по ЖКУ для федеральных льготников. При этом для сбалансированности затрат предлагалось незначительно опустить планку минимальной выплаты до уровня 250-300 руб. Тогда никто не был бы обижен.

— Специалисты указывают, что принятый закон нарушает нормы Конституции РФ и федерального закона «О монетизации». Вы не намерены к этой проблеме привлекать краевую прокуратуру?

— «Солидарность» уже приняла решение открыть общественные приемные, где будут приниматься жалобы от населения по нарушению их прав. Юристы на основании этих жалоб будут составлять обращения в прокуратуру, подавать исковые заявления в суды. Думаю, мы сумеем восстановить нарушенные права.

— В связи с трагическими событиями губернатор отменил свой ежегодный доклад. Но, тем не менее, что вы ждали от этого выступления?

— Преждевременно давать какие-либо оценки, но показательно, что многие положения предыдущего доклада не были реализованы. Например, звучали заверения о сохранении финансирования здравоохранения. Однако в 2009 году бюджетные назначения были сокращены на 7,7%, в 2010 году — на 1,7%. Неосвоение по итогам девяти месяцев текущего года составило более 1 млрд руб.

Много говорилось о повышении качества медицинской помощи за счет строительства «Города сердца», строительства перинатальных центров в Перми и Кунгуре. Но по итогам года все сроки строительства сорваны, по проекту «Город сердца» от запланированных освоено только 12% средств.

Агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края поручалось обеспечить разумное расходование средств. В течение года специалисты краевой контрольно-счетной палаты неоднократно выявляли нецелевое использование бюджетных денег, факты завышения смет при проведении капремонта многоквартирных домов.

Город Чайковский вместо «точки роста» превратился в территорию, где ярче всего проявился кризис рынка жилищно-коммунального хозяйства и местной власти.

Перед правительством Пермского края ставилась задача определить стратегию развития региона и разработать соответствующую программу социально-экономического развития. Как известно, документ оказался крайне слабым, и депутаты не поддержали его на своем пленарном заседании. Мы неоднократно призывали правительство совместно подготовить эту программу, с учетом варианта, который был разработан учеными Пермского государственного университета. Мы выделили более 2 млн руб. на эти цели, в результате получили то, что получили.

Из всего перечня обещаний выполнено, пожалуй, лишь то, что профессора стали получать доплаты. И то многие ученые расценивают это как подачку для некоторых.

— Какие планы «Соли-
дарность» строит на следующий год?

— Планов достаточно много. В скором времени заканчивается действие программы по обеспечению жильем молодых семей. В то же время очередь только по Перми составляет порядка 5 тыс. человек. Будем добиваться продления срока действия этого документа.

Необходимо контролировать расходование бюджетных средств, направленных в автономные учреждения. Постоянно на этом вопросе будем акцентировать внимание контрольно-счетной палаты и других надзорных органов

Кроме того, будем настаивать на том, чтобы глава исполнительной власти региона регулярно отчитывался перед депутатами о результатах проделанной работы. Соответствующие изменения должны быть внесены в Устав Пермского края.

Будем добиваться изменения трудового законодательства в части увеличения минимального размера оплаты труда.

Очевидно, что в Пермском крае необходимо развивать профессиональный и массовый спорт, поддерживать спортивные федерации и команды.

Будем ставить вопрос о контроле за выполнением государственных обязательств перед жителями Кизеловского района. По федеральной программе на этой территории должны быть установлены очистные установки, поскольку экологическая ситуация здесь просто критическая. По данным экологической экспертизы, предельно допустимая норма железа в воде превышена в 1840 раз!

Планов, повторюсь, много. Будем работать.

— Рассчитываете, что инициативы будет легче реализовать в связи с расширением состава вашей группы?

— Несомненно. К нам в этом году присоединились двое коллег, сегодня мы ведем переговоры и с другими депутатами. Во многом мы ограничены тем, что численный перевес — не на нашей стороне. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее. Даже в рядах «партии власти» достаточно много людей, которые нам симпатизируют и солидарно с нами голосуют.

Возможно, произошедшие трагические события подтолкнут многих во власти к пониманию того, что так больше жить нельзя.

— С транспортным налогом интересная история. Это вроде бы положительный пример того, что власть готова советоваться с депутатами при принятии решений. Чего только стоит приход губернатора на рабочую группу по подготовке этого законопроекта (хотя решение рабочей группы формально носит рекомендательный характер).

В вопросе о повышении ставок транспортного налога соглашусь с губернатором только в том, что их необходимо было проиндексировать на уровень инфляции. Все остальные аргументы — весьма спорные. Например, декларировалось, что налог будет направлен на ремонт муниципальных дорог. Но он не имеет целевой направленности, да и налоговая база муниципалитетов не пропорциональна протяженности дорожной сети. Территории просто оказываются в неравных условиях.

Если власти в качестве критерия повышения выбрали индекс инфляции, то необходимо было проанализировать опыт прошлых лет. Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 100 л с. повышение ставок налога с 2001 года вдвое превысило уровень накопленной инфляции. Поэтому, следуя принятой логике, для этой категории автовладельцев ставки следовало увеличивать не более чем на 12-15%, а не на 56%, как в принятом варианте, где за точку отсчета взят 2006 год.

Многие предприниматели уже приняли решение перевести свой «гараж» в другие регионы. У федералов, что показательно, не поднялась рука в кризис подобным образом увеличивать налоговую нагрузку. Пермский край на эту непопулярную меру решился, в очередной раз подорвав доверие к власти.

Наконец, налоговики не раз предупреждали, что администрирование транспортного налога крайне плохое. Сегодня недоимка по нему составляет порядка 450 млн руб. В силу этих причин говорить о том, что принятие закона о повышении транспортного налога стало компромиссным вариантом, я бы не стал.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться