Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Вектор Виталия Пацюкова

Поделиться

  newsko.ru

В Центральном выставочном зале открылась выставка, посвященная 75‑летию Пермского отделения Союза художников России. Директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман принял непосредственное участие в юбилейных мероприятиях организации, которую неоднократно называл «бесполезным пережитком советского времени».

Предыстория у выставки довольно громкая: изначально экспозиция планировалась как «ответ «Большой Волге». Как известно, отбор картин на московскую выставку художников Приволжского федерального округа был той самой «последней каплей», после которой противостояние «пермской интеллигенции» и «варягов» перешло в открытую стадию. «Варяги», возглавляемые краевым министром культуры Борисом Мильграмом, мечтали о том, чтобы представить творчество пермских художников в жанре The Best: отобрать пять-шесть достойных авторов и оформить их экспозицию с помощью крепкого профессионального куратора. Тогда это не удалось: формат «Большой Волги», как выяснилось, изначально не предполагал возможности реализовать эту затею, и пермская экспозиция, созданная под руководством председателя регионального отделения Союза художников Равиля Исмагилова, выглядела традиционно, согласно квоте «один автор — одна работа».

И вот теперь идея реализована. Правда, не в Москве, но с крепким московским куратором — Виталием Пацюковым, который решительно отказывается признавать, что художники отбирались по «антиисмагиловскому» признаку.

По словам Пацюкова, выставка состоит из работ, которые продолжают и развивают «пермскую тему». Отсюда и название — «Вектор Перми». Еще в 1960-е годы Пацюков увлекся Пермью после знакомства с фондами Пермской государственной художественной галереи, прежде всего, деревянной скульптурой. Куратор может долго и горячо рассуждать о том, сколь удивительна «пермская тема» с ее деревянными богами, звериным стилем и романами Алексея Иванова. Поэтому он с готовностью принял предложение Марата Гельмана курировать пермских художников, причем — на постоянной основе.

Московский куратор пермских выставок — это означает, кроме всего прочего, некие изменения в жизни Центрального выставочного зала. Виталий Пацюков считает, что эту площадку надо сильнее ориентировать на презентацию пермских художников и не допускать коммерциализации выставочного зала. Этой темой уже заинтересовался и губернатор Олег Чиркунов, который посетил выставку накануне ее открытия.

В экспозиции — девять имен (кстати, и открылась выставка в красивую дату 09.09.09), причем двоих из участников можно назвать «условно художниками», это — Сергей Тетерин и Павел Печенкин. Остальные — художники безусловные, причем почти все действительно из числа лучших.

Пространство недавно отремонтированного Центрального выставочного зала разбито на несколько принципиально отличных друг от друга секторов. Центральная часть отдана творчеству Юрия Лапшина. Показана его серия «Я и великие», где художник изображает себя в компании предшественников, причем имитирует их художественную манеру: например, картина с Анри Руссо сделана в примитивистской манере. Внутреннее пространство зала заполнено фанерными объектами, которые можно передвигать, составляя различные композиции, так что выставка приобретает интерактивный характер.

Следующий зал посвящен творчеству Алексея Залазаева: его гигантские деревянные идолы и миниатюрные металлические персонажи сгруппированы вдоль дальней стены, на которую проецируется специальное видео, созданное Залазаевым в соавторстве с Печенкиным.

Керамические миниатюры Натальи Корчемкиной и Инны Роговой Пацюков расположил на большой глиняной карте, как будто фарфоровые человечки и животные населяют некую местность. Куратор мечтает о создании карты Пермского края как арт-объекта — со временем.

Экспозиция Вячеслава Смирнова состоит из ярких абстракций — парафразов на темы фольклорных орнаментов. Часть из них была показана на выставке «Коловерть» во время фестиваля «Kамва».

Наконец, самый строгий и в то же время самый технологичный зал посвящен творчеству фотохудожника из Осы Сергея Белова. Здесь же — своеобразная «дуэль экранов»: на одну из стен проецируется классический фильм Павла Печенкина «Человек, который запряг Идею», а на противоположной стене красуется говорящая голова Сергея Тетерина — так выглядит интерфейс компьютера, генерирующего тексты. По замыслу куратора, это знак того, что Пермь является генератором идей и смыслов.

Виталию Пацюкову, безусловно, удалось максимально удалиться от старозаветного принципа экспонирования, именуемого «братской могилой». Каждый из художников представлен в показательной мини-экспозиции, идея которой проистекает из особенностей творческой манеры художника.

«Вектор Перми» — первая из трех выставок, которые Виталий Пацюков посвящает 75-летию Пермского отделения Союза художников России. Следующая планируется в декабре в Пермской государственной художественной галерее. Там куратор намерен показать работы классиков пермской живописи в контексте советского искусства и таким образом на какое-то время предоставить зрителям доступ к шедеврам соцреализма, хранящимся в запасниках галереи.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться