Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Казалось бы, при чем тут Мильграм?

Поделиться

  newsko.ru

Загадочная история происходит в Лысьвенском театре драмы. В том самом, который считается чуть ли не лучшим в России среди театров малых городов и который неоднократно принимал на своей территории представительные театральные фестивали.

В середине августа в Лысьве побывал Эдуард Бояков, известный театральный деятель, один из авторов премии «Золотая маска» и фестиваля «Новая драма», а с недавних пор — художественный руководитель нового пермского театра «Сцена-молот». Как пояснил «Новому компаньону» сам Бояков, он провел свой отпуск в путешествиях по Пермскому краю: посетил все крупные города и природные памятники, был даже в Ныробе и на плато Кваркуш. Лысьва входила в его маршрут, и, разумеется, Бояков не мог не заглянуть в местный театр драмы.

Лысьвенцы уверены, что Бояков побывал в их театре с вполне определенной целью. И в этом, по всей видимости, повинен сам гость, чрезмерно активно проявлявший энтузиазм истинного творца, увидевшего новое поле для применения своих креативных амбиций. Сопровождающим (а среди них были корреспонденты лысьвенского телевидения) он сообщил, что намерен «помочь театру максимально эффективно использовать все площади»: большой и малый залы, а также фойе. Для этого, по мысли Боякова, нужно устроить в театре литературный клуб вроде московской «Билингвы», а каждые полтора месяца принимать здесь выставочные проекты от Марата Гельмана.

После этого у лысьвенцев возник вопрос: а откуда у Боякова вообще взялись основания строить планы относительно Лысьвенского театра драмы? Оказалось, что в сентябре планируется подписание контракта с режиссером Юрием Муравицким, который с этого момента станет его главным режиссером.

Муравицкий — режиссер из круга «новодрамовцев», Бояков называет его своим товарищем. Именно ему предложено сделать первый спектакль театра «Сцена-молот», где сейчас Муравицкий репетирует рэп-драму «Засада» с участием известного персонажа — рэпера Сявы (Вячеслава Хахалкина). Очевидно, после премьеры Муравицкий вплотную займется Лысьвой и, разумеется, не откажется от сотрудничества с Бояковым. И здесь — еще один источник недоумений.

Откуда возникла кандидатура Муравицкого на должность главного режиссера лысьвенской «драмы»? Ведь еще полтора месяца назад директор театра Евгений Ведерников, являясь единственным полномочным руководителем этого автономного учреждения, сделал аналогичное предложение петербургскому режиссеру Роману Ильину, и тот, немного подумав (предложение не было единственным), дал свое согласие.

Вся эта история началась еще в апреле, когда тогдашний главный режиссер Лысьвенского театра драмы Тимур Насиров сообщил, что получил приглашение работать в Новосибирске и намерен его принять. (Насиров проработал в Лысьве три года и многое за это время сделал. Лысьвенцы ему благодарны и отпускают «на повышение» без обид). Озаботившись поисками нового художественного лидера, Евгений Ведерников обратился к двум признанным в Лысьве театральным авторитетам — бывшему директору местной «драмы» Юрию Милютину (ныне — директор Пермского академического Театра-Театра) и лауреату Дягилевской премии Олегу Лоевскому (Екатеринбург) — с просьбой поспособствовать в поисках. Милютин якобы обещал «подумать». А Лоевский предложил устроить в Лысьве театральные читки в формате Work in Progress, пригласить перспективных молодых режиссеров и уже после этого сделать предложение одному из них.

Мини-фестиваль Work in Progress прошел в Лысьве в июле, и именно после него Ведерников провел переговоры с Романом Ильиным. А еще через месяц было принято решение пригласить на работу… Муравицкого. Строго говоря, он не совсем чужой для Лысьвы человек, так как уже поставил в театре «новодрамовскую» пьесу Павла Пряжко «Третья смена». Но, несмотря на знакомство с Муравицким, лысьвенские артисты и местные поклонники их творчества радоваться не торопятся. Дело в том, что нынешней весной здесь пытались устроить выступление того самого рэпера Сявы, с которым сегодня работает Муравицкий, и город отреагировал на это возможное событие сугубо негативно. Местный интернет-форум запестрел тогда нервными постами. Некоторые даже всерьез опасались, что начнутся драки, но… концерт рэпера Сявы в Лысьве сорвался — билеты не раскупили!

Такая ситуация весьма красноречива для лысьвенской культурной среды: в этом заводском городе местная интеллигенция до сих пор на театр смотрит как на сакральное место, очаг и оазис высокого искусства. И еще одна деталь: лысьвенцы чрезвычайно гордятся тем, что у их театра есть традиции классической психологический режиссуры, заложенные Анатолием Савиным, имя которого сегодня носит театр. Кроме всего прочего, в театре по-прежнему примой является вдова легендарного художественного руководителя Клавдия Савина (не далее как в прошлом сезоне Тимур Насиров поставил для нее бенефисный спектакль «Средство Макропулоса»).

Масла в огонь лысьвенских околотеатральных пересудов подлил любопытный документ под названием «Проект творческого развития Лысьвенского драматического театра на 2009-2012 годы. Творческий продюсерский проект Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края и Автономного учреждения «Лысьвенский муниципальный театр драмы им. А. А. Савина». Утверждается, что это — концепция развития театра, предложенная Юрием Муравицким и поддержанная Евгением Ведерниковым. При этом надо заметить, что, несмотря на то, что в заголовке документа упоминается Министерство культуры Пермского края, министр Борис Мильграм на вопрос «Нового компаньона» ответил, что видит его впервые и о его происхождении ничего не знает.

В этой «концепции» вообще много примечательного. Например, планируется в короткий срок поставить спектакли по произведениям Гофмана, Бабеля, Гарольда Пинтера и Квентина Тарантино, а также Шекспира, Гоцци, Островского, Горького, Володина, Вампилова и лучших современных российских драматургов. Начать же Муравицкий планирует с доработки сценических версий спектаклей «Ночь Гельвера» и «За линией», работа над которыми началась в рамках фестиваля Work in Progress, постановкой спектакля по стихам Андрея Радионова и… показа спектакля «Засада» все с тем же рэпером Сявой.

Особое внимание на себя обращает не «планов громадье», а то, что в первых же строчках этого документа Лысьва именуется… Пермью. Так, миссией театра, помимо прочего, считается «участие в создании образа Перми как культурной столицы, центра современного театра и гуманитарного центра»; «интеграция в культурные процессы, происходящие в Перми и на федеральном уровне» и т. д.

Неудивительно, что лысьвенцы обиделись: если уж пишутся концепции для Перми и Лысьвы под копирку, то хотя бы название города изменили бы.

И еще пара цитат: в качестве театральной базы в упомянутой концепции упоминается «пространство большой, средней и малой сцены (киноклуб), фае (выставочное пространство), подвал (арт-клуб)», а среди мероприятий значится «проведение выставок в фае театра». Почему-то в Лысьве считают, что человеку, который не знает, как пишется слово «фойе», учреждением культуры руководить еще рановато…

Предположим, что «концепция» действительно впечатлила Ведерникова так, что он немедленно решил сделать ее автора арт-лидером Лысьвенского театра драмы. Но ведь кто-то же должен был свести его с Муравицким? Причем уже после того, как возглавить художественную часть театра было предложено Роману Ильину. И здесь следы теряются. Эдуард Бояков утверждает, что Муравицкий не является его креатурой и что сам он узнал о его возможном назначении в Лысьву уже как о свершившемся факте. Юрий Милютин тоже отрицает свою причастность к этому процессу.

Многие в Лысьве кивают на главу района Александра Гончарова: мол, у того была какая-то встреча в Перми, и именно он привез в театр злополучную «концепцию» и кандидатуру Муравицкого.

По словам самого Гончарова, инициатором приглашения Юрия Муравицкого в качестве главного режиссера является Юрий Милютин: именно он позвал Гончарова и Ведерникова в начале августа в Пермь и познакомил их с Муравицким. На этой встрече присутствовал и Эдуард Бояков. Гончарову идея тесного контакта между Лысьвой и театром «Сцена-молот» показалась привлекательной.

Александр Гончаров, глава Лысьвенского муниципального района Пермского края:

— Наш театр — это наш особый ресурс, и мы должны им пользоваться. Если у меня есть великолепный бриллиант и я хочу его показать людям, то я должен сначала отдать его ювелиру. А театр надо поручить режиссеру. Юрий Муравицкий — такой режиссер, который сможет обеспечить нашему театру хорошие связи и контакты. Я доверяю Евгению Ведерникову, который хорошо знает наших зрителей и сможет сформировать политику театра вместе с новым режиссером.

Александр Гончаров сообщил также, что 15 августа состоялась первая встреча коллектива театра с Юрием Муравицким, которая прошла «в спокойной и дружелюбной обстановке».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться