Дмитрий Торбеев

Дмитрий Торбеев


Лилия Ширяева:
Разработчики генплана пошли «вглубь»

Поделиться

— Лилия Николаевна, когда архитекторы из компании КСАР завершат работу над мастер-планом Перми и начнется разработка непосредственно генерального плана? Складывается ощущение, что, кроме них, работу в этом направлении никто не ведет…

— Работа над мастер-планом завершится в декабре этого года. Определены его структура, стратегии. Сегодня архитекторы КСАР идут «вглубь», занимаются более детальными вопросами, работают над приоритетными проектами. Например, проект набережной: он рассмотрен в стадии концепта, идет проектирование, и в следующем году приступим к работам на площадке.

Параллельно с этим идет работа над генеральным планом, которую ведут около двух десятков различных компаний. Для каждого раздела генплана определен профильный подрядчик, например, схемы водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения разрабатывают специализированные организации. В августе мы планируем официально представить в гордуму концепцию Генерального плана Перми.

— Неоднократно слышал мнение, что предлагаемый специалистами KCAP проект реконструкции кварталов нерационален с экономической точки зрения. Уже есть какие-то экономически обоснованные примеры реализации проекта реконструкции?

— Подчеркну, что специалистами предложен подход к реконструкции или строительству кварталов. Задача города — создать инструменты (законодательные, финансовые) для реализации данных подходов. Как можно говорить о нерациональности реконструкции кварталов в 50-летней перспективе? Это что значит — не планировать снос ветхого и аварийного жилья, «хрущевок», которые изживают свой век? Мы обязаны мыслить на перспективу.

Безусловно, будет разработано экономическое обоснование ко всему генплану, а что касается отдельных кварталов, то здесь вопрос экономики будет решаться на этапе планировки каждого отдельного проекта, с учетом мнения собственников. И еще раз напомню, что ген-
план не является непреложной истиной, в случае необходимости он может изменяться. Правда, эту необходимость нужно будет очень тщательно обосновать.

— Когда планируете полностью завершить работы на набережной? Какие проекты в городе разрабатываются KCAP в таком же объеме — от начала и до конца?

— Согласно графику, работы по реконструкции набережной будут выполнены в полном объеме к концу 2011 года. Сейчас идет проектирование выходов к Каме, которых, как известно, будет четыре: в створах улиц Сибирской, Попова, Комсомольского проспекта и возле Перми I. Первый этап работ — выходы с Комсомольского проспекта и улицы Попова — завершим в 2010 году. Кстати, с эскизным проектом реконструкции набережной можно ознакомиться на сайте www.genplanperm.ru. Там же можно найти и другие материалы по разработке генплана.

Помимо набережной, KCAP разрабатывает проекты реконструкции железнодорожного вокзала Пермь II и прилегающей территории, квартала на улице Революции (где сегодня располагается психиатрическая больница), Театра оперы и балета. Эти проекты находятся в «краевом подчинении».

— Архитекторы КСАР предложили использовать в качестве речного вокзала здание, которое возводится неподалеку от Пермского музея современного искусства, где ранее этот вокзал располагался. Это здание находится в частной собственности. Уже проведены переговоры с собственниками?

— Нет, переговоров не было — здание еще не построено. Но договориться можно всегда: часть здания можно выкупить, взять в аренду, расположить там билетные кассы и зал ожидания. Тем более что это не противоречит профилю этого здания — собственник возводит там многофункциональный комплекс.

— Когда планируете представить очередные наработки по транспортной схеме города? На каком этапе сейчас находится работа над этой частью генплана?

— Компании «Пуури» и «Систематик» представляли рабочий вариант транспортной схемы в начале июля. Сейчас готовятся детальные обоснования схемы, и следующая презентация по графику состоится в ноябре этого года.

Разработчики предлагают сконцентрироваться на существующих параллельных и перпендикулярных трассах города, создать так называемый «транспортный каркас». Одним из приоритетов транспортной схемы, как и заявлялось ранее, станет развитие системы общественного транспорта. Приоритет отдается трамваю, который может быть комфортным и скоростным и двигаться при этом по отдельной, выделенной полосе. Разработчики предлагают расширять трамвайно-троллейбусную сеть, распределять транспортные потоки, уходить от дублирования маршрутов.

— В сентябре завершится процедура публичных слушаний новой редакции Правил землепользования и застройки Перми. Насколько они изменятся, на ваш взгляд, после этой процедуры?

— Больших, «концептуальных» изменений не будет: проект новой карты градостроительного зонирования более полугода обсуждался со всеми заинтересованными сторонами. Изменения, скорее всего, будут носить «точечный» характер.

Вместе с тем не так давно Институт экономики города по заказу администрации Перми провел работу по совершенствованию процедурной части правил, разделов №1 и №4. Более четко прописаны правила градподготовки, формирования и выставления на торги участков, создания сервитутов и многое другое.

Кроме того, внесены изменения по вопросам совершенствования правил. Например, введена норма, согласно которой в случае решения суда или изменения законодательства внесение поправок в ПЗЗ будет проходить без процедуры публичных слушаний. Другой пример: предлагается проводить публичные слушания по проектам планировки совместно со слушаниями по внесению изменений в правила.

Слушания по новой редакции правил пройдут в августе. Внесение проекта изменений в Правила землепользования и застройки на рассмотрение Пермской городской думы планируется в октябре этого года.

— Застройщик микрорайона Ива-1 — компания «Девелопмент-Юг» — сегодня работает над новой концепцией освоения площадки. Когда состоится публичное представление нового проекта?

— Этот вопрос компании «Девелопмент-Юг» необходимо решить в ходе процедуры публичных слушаний по новой редакции ПЗЗ, так что времени осталось немного. Согласно новой карте градостроительного зонирования, на Иве будет разрешено только мало— и среднеэтажное строительство.

Мы уже обсуждали варианты, при которых новая концепция развития не приведет к «провалам» в экономике проекта, ведь уменьшение этажности снизит затраты на все виды инфраструктуры, от социальной до транспортной.

— Нет опасений, что «Девелопмент-Юг» примет решение о свертывании работы на Иве?

— Мы, конечно, рассчитываем на продолжение сотрудничества. Тем более что со своей стороны мы признаем обязательства перед инвестором. Согласно проекту мастер-плана, на Иве предполагалось создание зеленой зоны, однако зонирование было изменено для соблюдения прав инвесторов, но в рамках градостроительной политики.

— Застройщик микрорайона Бахаревка — ЗАО «ПИК-Регион» — тоже будет вынужден изменить свою концепцию застройки площадки?

— По этой площадке все в руках инвестора: Бахаревка, как и Камская долина, пока не отнесена ни к одной из зон карты градостроительного зонирования ПЗЗ. Все зависит от того проекта планировки, который представит застройщик.

Нам известно, что «ПИК-Регион» решил отказаться от строительства жилого микрорайона в пользу зданий нежилого назначения — офисов, гостиниц. Спектр возможностей здесь очень широк.

— По вашим оценкам, каким будет объем жилья, сданного на территории Перми в этом году? В 2010-м планируете дальнейшее снижение объемов или все же ситуация как-то исправится?

— Думаю, что в этом году будет введено в эксплуатацию порядка 200 тыс. кв. м жилья, то есть 50-60% от объемов прошлого года. В 2010 году мы ожидаем падения объемов до 100-150 тыс. кв. м, а вот дальше многие эксперты прогнозируют постепенный рост строительства. Хотя, конечно, все будет зависеть от ситуации в экономике.

— Строители жалуются на длительные сроки приемки в эксплуатацию домов со стороны некоторых ведомств. Администрация Перми может как-то «посодействовать» в решении этой проблемы?

— Федеральные законы очень четко распределяют полномочия как в части выдачи разрешений на строительство, так и в части сдачи дома в эксплуатацию. Контроль и надзор — функция государственная, и органы местного самоуправления не могут вмешаться в эти процессы.

Насколько мне известно, госорганы, так же как и администрация города, стремятся к соблюдению всех сроков проведения проверок и выдачи документов. Другое дело, что зачастую соблюсти все формальности мешают непредвиденные ситуации.

Ни сам застройщик, ни представители госструктур иногда не предполагают, какие вопросы могут «всплыть» в процессе приемки дома. Обычно это небольшие технические недочеты, ключевой роли они не играют, но оставлять их без внимания, согласно закону, тоже нельзя.

— Сегодня вновь становится актуальной проблема «обманутых дольщиков». Что городская власть может со своей стороны предпринять для решения подобных вопросов?

— Мы «держим руку на пульсе», отслеживаем ситуацию вместе с инспекцией Госстройнадзора. Если можно оказать содействие, ускорить, например, процесс согласования документов в ведомствах, всегда стараемся помочь. Но зачастую все зависит от самого застройщика: например, при проблемах с финансированием на завершающем этапе строительства. Или же бывают случаи, когда застройщик возвел 11 этажей вместо 10: в этой ситуации он должен либо оформить «лишний» этаж согласно закону, либо снести его.

Дольщикам можно дать только один совет — исчерпав все возможности повлиять на застройщика, обращайтесь в суд. Но хочу отметить, что пока в Перми нет объектов, которые не могут быть завершены ни при каких условиях, все подобные ситуации можно разрешить при действительном желании застройщиков.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться