КАРАГАЙСКИЙ СИНДРОМ

Поделиться

Общаться с русскими в Карагае на тему ситуации в районе очень сложно. Особенно — с битыми и прессованными. Они уже не бравируют, но хотят одного — чтобы их поскорее все оставили в покое...

Легко в Карагае общаться с кавказцами. Почти со всеми. Открытые жесты и доброжелательные интонации. Само радушие. Все объяснят, расскажут и покажут в лицах. Красноречивы (в меру владения языком), экспрессивны, артистичны, обаятельны. И очень убедительны.

С участковым уполномоченным Шамханом Арсаналиевым мне не дал возможности увидеться начальник ОВД по Карагайскому району Игорь Шалаев. Но я предполагаю, что и он — само обаяние и убедительность. Иначе бы он не смог убедить следователей отказать в возбуждении против него уголовного дела. Ведь свидетели и потерпевшие опознали Арсаналиева как одного из участников драки в кафе «В березках» в ночь на 19 июля 2008 года, лично избивавшего людей ногами.

А как отнимешь обаяние у представителя президента Чеченской Республики в Пермском крае Саидхусаина Канаева (кстати, родственника Арсаналиева)? Потому как чем еще, кроме как обаянием, можно объяснить членство Саидхусаина Умаровича в совете при начальнике краевого ГУВД генерале Горлове? Ведь более ни один лидер пермских этнических диаспор в этот совет не входит. Ни марийский, ни татарский, ни даже титульный коми-пермяцкий.

Или, быть может, Юрий Горлов полагает, что именно чеченской харизмой следует укреплять законность и правопорядок в Пермском крае? Ведь именно по его распоряжению на работу в ОВД по Карагайскому району были взяты несколько молодых людей, недавно прибывших из Чечни, в том числе тот же Шамхан Арсаналиев.

А, быть может, логика следующая. Поскольку, к примеру, в том же Карагае весь лесной бизнес уже сосредоточен в руках кавказских диаспор, то есть они стали основными субъектами экономической сферы, то не логично ли потихоньку передать в их руки и правоохранительные функции?

Я уверен, что «карагайский синдром» как экономическое, криминальное, культурное явление заслуживает самого пристального внимания. Ибо за ним — наше будущее. В нашу разъеденную коррупцией и ленью, разваливающуюся на ходу государственную машину входит кавказский этнический фактор. Входит, как кинжал в масло. Это происходит по всей стране. У нас это хорошо видно и на истории бывшего заместителя начальника ОВД Пермского района Алаги Агаева…

Очень показательным в этом отношении был состоявшийся в Карагае в ноябре судебный процесс по делу об избиении недавними выходцами с Северного Кавказа инспектора ГИБДД Антона Мальцева, получившего двойной осколочный перелом нижней челюсти и носа. В селе, где ситуация противостояния столь очевидна, ни одному жителю не пришло в голову пойти на судебное заседание и своим присутствием проявить сочувствие пострадавшему милиционеру и свою заинтересованность в исходе дела. Зато в суде находилась большая группа друзей и родственников подсудимого, глумливо ухмылявшихся и даже высказывавших угрозы (!) матери потерпевшего. Разумеется, вызванная в суд милиция мирно побеседовала с угрожавшим братом подсудимого и не проявила желания проводить проверку. В итоге проходивший в этих условиях суд завершился позорным мировым соглашением: обвиняемый Рустам Эфендиев не получил даже условного срока, а лишь выплатит потерпевшему 35 тыс. руб.

Кстати, со дня на день аналогичным образом — «за примирением сторон» — закроют уголовные дела по поводу июльских событий в карагайском кафе «В березках». Для того чтобы стимулировать «примирение», на потерпевших милиция тоже возбудила уголовные дела. Разумеется, тут же нашлись свидетели, видевшие своими глазами, что это местные жители хотели избить южных гостей. А русские свидетели исчезли, даже не дожидаясь намеков следователей.

Часть карагайских депутатов и чиновников во время наших с ними разговоров в августе проявляли горячую озабоченность и тревогу, признавали, что положение в районе крайне серьезное, что дальше так оставлять невозможно, надеялись на помощь из Перми. Кое-кто выражал готовность решительно действовать, хотя и высказывал опасения за безопасность близких. Когда я говорил с ними же в ноябре, это были уже как будто совсем другие люди. Бегающие глаза, односложные ответы, выверенные нейтральные формулировки…

В сентябре конфликт в кафе разбирался на заседаниях Земского собрания Карагайского района. Матерей порезанных русских парней звать не стали. Зато в зале вместе с представителем краевой администрации и милиции находились вышеупомянутый Канаев, а также некий Адлан Мусаев, руководитель некой невесть откуда взявшейся общественной организации представителей диаспоры Чеченской и Ингушской республик «Содружество». Он крутил черный ус и громогласно пенял местным властям, что чеченцы, мол, уже несколько лет живут в районе, а депутаты до сих пор не знают их культуры, обычаев и менталитета. Депутаты имели вид виновато-побитый.

Я попытался найти в интернете хоть какую-то информацию про чечено-ингушское «Содружество» и про самого Адлана Мусаева. Выскочила единственная ссылка: в июне 2004 года Адлан Мусаев, участник вооруженного бандформирования, боевик из отряда Апти Хараева, участник нападения на колонну бронетехники Тюменского ОМОНа и других преступлений был задержан в Грозном. Ну да это, может быть, простое совпадение. Как говорится, «мало ли в Бразилии донов Педро».

Можно лишь предполагать, какой сногсшибательный урок толерантности и политкорректности получила местная власть. А предполагать это можно, судя по той реакции, которую вызвали простые карагайцы, организовавшиеся-таки на мизерное гражданское действие. В начале осени они сочинили письмо о ситуации в селе и направили его в адрес президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. В этом коллективном обращении, подписанном несколькими сотнями жителей, содержалось все то же: жалобы на агрессивное поведение и безнаказанность кавказцев; сообщалось о том, что диаспоры контролируют весь лесной бизнес; что местным предпринимателям лесной участок в разработку не получить, а приезжим тут же дают; приводились признаки сращивания чечено-ингушской общины с правоохранительными органами…

В ответ к авторам приехали сотрудники ФСБ и УБОПа. Угрожали им привлечением к уголовной ответственности за клевету, пытались установить личности инициаторов написания писем. Большая часть карагайцев, пообщавшихся с представителями названных ведомств, на сегодня подавлены и напуганы еще и действиями родного государства. Ведь начальник ГУВД генерал Горлов, приехавший на совещание с местной властью через несколько дней после июльской драки, сразу же, не дожидаясь результатов проверки, всем четко объявил: «Не надо придавать этой истории национальной окраски! Я сам из Грозного. Мы с ребятами-чеченцами в юности в футбол играли. Отличные парни…»

Я бы сказал в ответ Юрию Георгиевичу почти его же словами, но еще короче и проще: «Не надо предавать!..»

 

Автор — лидер общественной организации «Зеленая Эйкумена»

 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться