БАНК «ПЕТРОКОММЕРЦ»: 10 УСПЕШНЫХ ЛЕТ В ПЕРМИ

Сергей Глорио
newsko.ru
— Виктор Леонидович,— любая «круглая дата» — повод для подведения итогов. Не изменяете традициям?
— Говоря об итогах деятельности филиала, нельзя не сказать о банке в целом, ведь позиция головного офиса на банковском рынке — залог успеха его филиальной сети.
По данным журнала «Эксперт» (№37 от 22 сентября 2008 года), банк «Петрокоммерц» занимает в рейтинге крупнейших банков страны 24-е место по размеру собственного капитала, 19-е место — по величине активов и 23-е место среди самых прибыльных российских банков по итогам первого полугодия текущего года. Банк входит в группу ИФД «КапиталЪ», являющуюся одним из крупнейших в России диверсифицированных холдингов. Инвестиции этой группы представлены в различных отраслях экономики, включая нефтегазовый сектор, банковские и инвестиционно–банковские услуги, пенсионное обеспечение, строительство, энергетику, масс–медиа, высокие технологии. Суммарные активы группы на начало 2008 года превысили $17 млрд, суммарный собственный капитал — $6 млрд. ИФД «КапиталЪ» входит в top-100 крупнейших компаний России по размеру выручки (по данным рейтингов «Финанс-500» и «Эксперт-400»).
Региональная сеть банка включает 20 филиалов в России и три дочерних банка, в числе которых — ЗАО «Банк Петрокоммерц-Украина» (четыре филиала на Украине), ОАО Комирегионбанк «Ухтабанк», ОАО «Ставропольпромстройбанк».
Президент банка «Петрокоммерц» Владимир Никитенко и Первый вице-президент Владимир Виноградов по итогам 2007 года вошли в рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров». С 1998 года «Петрокоммерц» является опорным банком нефтяной компании ОАО «ЛУКОЙЛ».
Пермский филиал банка, в свою очередь, обеспечивает потребности в банковских услугах группы предприятий нефтяного холдинга, успешно работающих на территории Пермского края. Ключевыми клиентами банка на протяжении всех 10 лет являются бюджетообразующие предприятия Пермского края. Наши ценности остаются неизменными — это ориентация на потребности клиента, повышение устойчивости и эффективности его бизнеса.
— «Петрокоммерц» пришел в Прикамье в 1998 году, когда отечественной банковской системе было явно не до инвестиций в расширение бизнеса. Получилось, что он шел «против течения»?
— Пермский филиал банка «Петрокоммерц» как раз появился в результате того, что в то время «обрушились» многие крупнейшие российские банки, в том числе банк «Империал», где обслуживались предприятия «ЛУКОЙЛа». Тогда руководство нефтяной компании приняло решение сделать «Петрокоммерц» своим опорным расчетным банком. Он и выкупил региональные филиалы «Империала», в том числе в Перми.
С этого момента в интересах крупнейших клиентов пермский филиал начал вести последовательную работу по внедрению единых стандартов обслуживания и интегрированной системы обработки информации. Совместная слаженная работа с компаниями ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», ООО «ЛУКОЙЛ- Пермнефтепродукт», ОАО «ПермНИПИнефть», ООО «Пермнефтегазпереработка» и многими другими позволила банку не только обеспечить высокий уровень сервиса предприятий нефтяного сектора, но и перейти к наращиванию своего присутствия в регионе. Сегодня филиал обслуживает уже более 2 тыс. юридических лиц и предпринимателей различных отраслей экономики.
— Как чувствует себя сегодня филиал на региональном банковском рынке, где достаточно острая конкуренция?
— За минувшие 10 лет у филиала сформировалась серьезная клиентская база. Среди его партнеров, помимо предприятий нефтяной отрасли, следует отметить такие компании, как ОАО «Протон-ПМ», ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» и других ведущих налогоплательщиков региона, являющиеся основой экономики Прикамья.
На нашем региональном уровне рейтинга не существует, но филиал банка «Петрокоммерц» уверенно входит в группу лидеров среди крупнейших филиалов иногородних банков. В то же время надо смотреть, в какой нише конкретно идет конкуренция, поскольку различные банки акцентируют свою деятельность на различных направлениях.
Как универсальное финансовое учреждение банк «Петрокоммерц» использует синергетический эффект совмещения в своем составе различных направлений бизнеса. При этом основной акцент делается на корпоративный сегмент.
В сфере корпоративного кредитования— у нас сложились стабильные взаимоотношения с клиентами. Работа идет в рамках комплексного подхода, ориентированного на потребности наших партнеров. Мы проводим различные расчетные операции, занимаемся торговым финансированием внешнеэкономической деятельности клиентов. Практика филиала в комплексном обслуживании клиентов не раз приводилась в пример руководством головного офиса.
Мы готовы предложить корпоративному бизнесу высокое качество обслуживания, индивидуальный подход, широкий комплекс продуктов и нацелены на выстраивание отношений долгосрочного «финансового партнерства».
На 1 июля 2008 года активы филиала банка превысили 8 млрд руб., совокупный кредитный портфель составил почти 5 млрд руб. Выпущено более 56 тыс. пластиковых карт Visa и MasterCard. Сотрудники 283 предприятий получают заработную плату с помощью пластиковых карт банка.
— Что бы вы отнесли к конкурентным преимуществам банка?
— Конкурентные преимущества определяются стратегией головного банка. Прежде всего, это обеспечение максимальной безопасности средств наших клиентов. Это сдержанный умеренный консерватизм в политике, когда речь заходит об активных операциях на рынке. Престиж банка в минувшие годы формировался именно на этой основе.
По крайней мере, давно работающие с нами клиенты говорят о том, что стабильность, надежность банка рождают доверие. И это то, за что они ценят банк «Петрокоммерц».
К конкурентным преимуществам можно отнести и качество сервиса. В любом случае, мы делаем ставку на индивидуальный подход к клиентам, пытаемся вникнуть в их проблемы и помочь с решением.
— Вы могли бы назвать самые интересные на сегодняшний день дополнительные услуги, которые предлагает пермякам филиал банка «Петрокоммерц»?
— Если говорить о рознице, то одним из наиболее удобных продуктов, внедренных филиалом в последнее время, стало дистанционное банковское обслуживание. Физические лица могут обслуживать открытые в банке «Петрокоммерц» счета при помощи автоматизированной системы PKB on-line. Система позволяет, не посещая офис банка, оперативно распоряжаться средствами на своих счетах.
В настоящее время идет разработка так называемых универсальных электронных магазинов — пунктов оплаты услуг, в том числе жилищно-коммунальных. Устанавливаются банкоматы с функциями выдачи и приема денежных средств.
Для удобства сотрудников крупных предприятий, находящихся в удалении от наших офисов, мы организуем выездные рабочие места, где для оформления кредита проводятся первичный анализ документов, заполнение анкет, сбор информации.
Еще одно важное направление — VIP-услуги. В отличие от предприятий, связанных с банками долгосрочными договорами о сотрудничестве, частные клиенты более мобильны. При хорошем уровне сервиса и качестве работы они достаточно активно могут перемещать свои средства. Поэтому за этот сектор рынка сегодня идет серьезная борьба. Это направление в пермском филиале развивается очень динамично.
Для того чтобы стать VIP-клиентом нашего банка, достаточно разместить в различных банковских инструментах сумму, эквивалентную $50 тыс. Работа с банком ведется через персонального менеджера, как в офисе банка, так и у клиента. Персональный менеджер VIP-клиента оказывает квалифицированные консультации по различным вопросам, ведет финансовые дела клиента: производит операции по вкладам, картам и т. д. Такие услуги распространяются и на всех членов семьи VIP-клиента. По картам этих клиентов предусмотрен овердрафт в размере 300 тыс. руб.
— Не могу не задать вопрос: филиал начал свою работу во время вошедшего в историю «дефолта», а 10-летие со дня его рождения пришлось на глобальный кризис в мировой финансовой системе. Как вы себя ощущаете в этой ситуации?
— В последнее время мы, как и все банки, ориентировались на розничный рынок, как наиболее перспективный. Но при этом филиал вел очень взвешенную политику как в части ипотечного кредитования, так и на рынке потребительского кредитования. Так что серьезных проблем с возвратностью денежных средств мы не имеем. Даже в сегодняшнее тяжелое время банк чувствует себя уверенно: мы не «растранжирили» деньги — в сентябре 2008 года банк «Петрокоммерц» увеличил уставный капитал на 20%, доведя его до 6 млрд руб.
Конечно, ситуация остается серьезной для всех. Мы надеемся вместе с нашими клиентами через этот период удачно пройти и развиваться в дальнейшем.
Сейчас основная проблема не в том, чтобы заработать, а в том, чтобы сохранить средства и банкам, и предприятиям, и вкладчикам. По крайней мере, попытаться минимизировать возможные потери для бизнеса. Совместными усилиями мы будем к этому стремиться, тем более что успешный опыт решения сложных задач у нас есть.
ОАО Банк «Петрокоммерц». Генлицензия ЦБ РФ №1776.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.